СюжетыОбщество

Давайте дождемся

Если на борту был взрыв, его покажет выкладка и химические анализы

Этот материал вышел в номере № 123 от 9 ноября 2015
Читать

Россия приостановила авиасообщение с Египтом. Все пассажирские рейсы туда отменены, самолеты из России прилетают в египетские аэропорты Каира, Хургады и Шарм-эль-Шейха пустыми — и только для того, чтобы вывести обратно тех пассажиров, которые уже находятся в стране. Багаж летит домой отдельно от людей — специальными бортами.

Решение приняли за считанные часы. Директор ФСБ и глава Национального антитеррористического комитета Александр Бортников заявил, что необходимо приостановить полеты в Египет, Владимир Путин согласился, зампред правительства Аркадий Дворкович возглавил оперативный штаб, МЧС открыло горячую линию для пассажиров, и в пятницу в 8 вечера по Москве полеты были остановлены «в связи с реальными угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность российских авиакомпаний».

Это означает, что российские власти считают взрыв на борту или другую опасность, исходящую от террористов для 80 тысяч россиян, весьма вероятной угрозой.

Ничем другим столь радикальные меры, на которые решилось правительство, объяснить невозможно.

А меры действительно радикальные. Египет — главное и самое доступное по цене заграничное туристическое направление для россиян. В конце прошлой недели там находилось около 80 тысяч российских туристов. Приостановить пассажирское авиасообщение — значит, нанести значительный ущерб и без того пострадавшим из-за кризиса авиакомпаниям (которые не только потеряют пассажиров во время действия запрета, но и понесут убытки из-за того, что будут летать в Египет на пустых самолетах) и туристической отрасли.

Но меры эти — очевидно, необходимые. Если это действительно был теракт, нет никакой гарантии, что трагедия не повторится. В такой ситуации государство должно защитить своих граждан. И оно пытается защитить.

Федеральное агентство воздушного транспорта обратилось к пассажирам, которые планировали лететь в Египет, не приезжать в аэропорты, а тех, кто уже находится на курорте, предупредило, что багаж будет возвращаться в Россию отдельно, специальными рейсами и что на борт в ручной клади разрешат пронести только самое необходимое.

Зампред правительства Аркадий Дворкович, который возглавил оперативный штаб (в штаб также вошли представители МЧС, ФСБ и других ведомств) заявил, что полеты приостанавливаются как минимум на несколько недель — до тех пор, пока «не будет завершен аудит и не будут выработаны меры контроля безопасности». По оценке туроператоров, на вывоз всех российских туристов из Египта уйдет примерно месяц.

По словам же директора ФСБ Александра Бортникова, запрет будет действовать до тех пор, пока российская сторона не «определится с истинными причинами произошедшего».

Ход расследования

Никаких новых официально подтвержденных сведений о катастрофе Airbus A321 за последние дни так и не появилось. «Близкие к расследованию» источники газеты «Коммерсант» сообщили, что данные, зафиксированные параметрическим самописцем, не помогли экспертам в установлении причин катастрофы. По их словам, расшифровка показала, что на протяжении всего полета лайнера все его системы работали исправно, а потом вдруг запись всех параметров одномоментно прервалась. Это также подтверждает источник информагентства Agence France-Presse. Телеканал France 2 привел слова неназванного участника расследования о том, что звуковой самописец зафиксировал звук взрыва на борту, причем это не звук взрыва двигателя. Наконец, безымянный египетский чиновник сообщил американскому телеканалу ABC о том, что теракт — наиболее вероятная причина крушения лайнера.

Авиационный инженер-конструктор Марк Солонин , наш постоянный автор, также считает версию о взрыве на борту приоритетной. Он проанализировал данные c бортового транспондера (высота, горизонтальная скорость, вертикальная скорость), опубликованные на сайте международной мониторинговой сети Flightradar24.com. Из них следует, что в течение 15-20 секунд самолет из устойчивого горизонтального полета свалился в пикирование под углом порядка 70 градусов с вертикальной скоростью 450 км/час. Сопоставив это с информацией о расшифровке параметрического самописца (все было в норме, а потом фиксация параметров внезапно оборвалась) и с состоянием хвостовой части фюзеляжа (находится на большом удалении от остальных обломков), Солонин сделал вывод о том, что катастрофа произошла из-за одномоментного отрыва хвоста, а его с высокой долей вероятности мог спровоцировать только взрыв на борту.

Версия об усталостном разрушении (известно, что в 2001 году при посадке была повреждена хвостовая часть разбившегося самолета) также имеет право на жизнь, говорит авиаинженер, но по его предположениям, в этом случае отрыв не мог произойти в считанные доли секунды. Кроме того, известно, что после повреждения самолет проходил восстановительный ремонт на заводе-изготовителе в Тулузе, и состояние силовых элементов хвостовой части регулярно проверялось.

По нашей просьбе Марк Солонин проанализировал один из снимков, сделанных на месте крушения. Плотно расположенные отверстия малого диаметра на внутренней поверхности двери в хвостовой части самолета похожи на те, которые могли бы оставить готовые поражающие элементы взрывного устройства, например шарики из подшипников, считает эксперт. «А то, что отверстия расположены так близко друг к другу, может означать, что источник потока поражающих элементов находился в непосредственной близости от этой двери, — говорит Солонин. — Более крупные отверстия в обшивке, которые видны на других снимках с места крушения, это скорее всего поражения вторичными осколками, возникшими в результате мощного взрыва внутри фюзеляжа».

Авиаэксперт Вадим Лукашевич соглашается: следы на двери в хвостовой части похожи на отверстия от шариков из подшипников — но не более того. «Качество снимка низкое, мы даже не можем с уверенностью сказать о том, что видим именно отверстия. Кроме того, эти повреждения тоже могут быть вторичными, — считает эксперт. — Если полагать, что взрывное устройство могло оказаться в багаже, надо помнить, что заднее багажное отделение находится под силовым полом (то есть полом салона. — З. Б.), сразу за крылом. Если было взрывное устройство и были поражающие элементы, то они могли пробить силовой пол, в этом элементе нужно искать повреждения».

Вадим Лукашевич предлагает дождаться выкладки обломков, по которой можно будет увидеть: был ли взрыв, а если был — то в какой именно части самолета. Определить, что именно взорвалось на борту, помогут химические анализы. Эксперты уже приступили к анализу проб с обломков самолета.

P.S. В субботу вечером Межгосударственный авиационный комитет официально сообщил о том, что комиссия по расследованию провела предварительный анализ записей с параметрического и звукового самописца. МАК подтвердил: полет проходил в штатном режиме, но на высоте 9400 метров параметрический регистратор прекратил вести запись.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow