Сюжеты

Достичь рубежа неземного

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 123 от 9 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга МариничеваНовая газета

Ефим Штейнберг с 1965 года работает в доме пионеров и школьников Куйбышевского района Москвы, который потом стал Дворцом творчества детей и молодежи «Преображенский», сначала — руководителем пионерского штаба района, потом — детской общественной организации «Разновозрастный отряд «Надежда». Что такое детско-юношеская организация изнутри, лучше него не знает, наверное, никто.

Ефим Штейнберг**Ефим Штейнберг — кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры, отличник народного просвещения РФ. Его отряд «Надежда» имеет звание «Образцовый детский коллектив Министерства образования РФ». с 1965 года работает в доме пионеров и школьников Куйбышевского района Москвы, который потом стал Дворцом творчества детей и молодежи «Преображенский», сначала — руководителем пионерского штаба района, потом — детской общественной организации «Разновозрастный отряд «Надежда».

Что такое детско-юношеская организация изнутри, лучше него не знает, наверное, никто.

В советские годы друзья о нем говорили: «Ефим женат на пионерской организации. Сестра с семьей в Америке, каждое лето он их навещает. Дома — ремонт, сделанный любовно руками ребят. На входной двери надпись по дереву: «Мы — зеркало вашей души». Налаженный, не холостяцкий быт. Прекрасно готовит, но дома почти не бывает — свадьбы, крестины, дни рождения воспитанников. Ефим нарасхват.

В 70-е годы Штейнберг сочинил  самобытную систему воспитания, во многом очень схожую с коммунарской. В «Орленке», откуда родом «классическое» коммунарство, он не был, а московская модификация методики как раз доказывает, что педагогика — наука об искусстве воспитания. В ней возможны сходные открытия сразу в нескольких головах. Разница, на мой взгляд, в противостоянии «открытый» — «закрытый» коллектив. Имею в виду открытость не только на «входе» («Мы ведь всех берем!») и не просто на «выходе» («Никого не держим»), а некую постоянную соотнесенность каждого члена общности с окружающими, с окружающим миром. Коллектив, общность — не самоцель, а что-то вроде ракеты-носителя, выводящей личность на орбиту и сгорающей в верхних слоях атмосферы.

Ибо личность, индивидуальность при всех благах дружества — это все-таки всегда одиночество, особость в открытом космосе бытия.

Но тут страшно важно держать баланс, акцент, ориентир: не «мы какие хорошие» (так во многих коллективах, хоть и неосознанно), а «какие люди хорошие вокруг».

В агитбригаде «Надежды» на экране красо́ты Земли и голос — известные слова Джона Донна по поводу колокола, который звонит каждый раз по тебе, просто потому, что человек не остров в океане. И не спрашивай, по ком звонит колокол.

Пост № 1 в Советском Союзе у Вечного огня павшим на Преображенском кладбище тоже придумал Ефим с ребятами. Помню его призывы ребятам: «Смотрите в лица, в глаза людей, а не просто так стойте, запомните эти лица».

В 90‑е огромного труда стоило отстоять памятник и сам Вечный огонь. Почти в те же годы удалось достроить с помощью ребят роскошный настоящий Дворец творчества, а не просто бывший Дом пионеров. Ефиму сказочно идет этот Дворец. Он же и сам — сказочный, волшебный. Я знаю эту породу педагогов — они другие, чем школьные учителя. Мой друг Дима Дилтер при жизни говорил о таких же, как и он сам: «Есть учителя, а есть — Учители».

Руководителя «Надежды», как-то еще при жизни пионерской организации, я назвала в «Учительской газете» «Моцартом пионерской педагогики». Как он сам был хорош в отутюженном алом галстуке и строгом костюме на каком-то юбилее отряда.

А потом на общем сборе ребята, включая старших друзей, приняли решение назваться просто разновозрастным отрядом «Надежда», убрав слова «пионерский штаб».

Штейнберг с командой Алексея Волохова, председателя союза пионерских организаций — международной федерации детских организаций (о них мой материал назывался «Подпольщики с Новой площади»), разработали новые символы и ритуалы — получилось красиво. И прижилось на всей территории детства России и СНГ, которую курируют Волохов и Ко. Профессионалы.

…Если новую инициативу Путина and Ко не хотят сделать халтурой — все знают, как найти Штейнберга, Волохова, других экспертов.

…Штейнберг — человек-оркестр. «Он и режиссер, и актер, и спортсмен», — с восторгом говорят о нем ребята.

Помню, мурашки по коже, когда впервые увидела выступление их агитбригады.

Одним из лучших его изобретений считаю агитбригаду в селах по принципу передачи «От всей души», но придуманной еще до ее появления на телевидении.

Приезжая в лагерь, ребята первым делом разбегались по окрестным деревням, собирали жизненные истории жителей. На их основе писался сценарий, и в назначенное время все собирались в деревенском клубе, где люди будто впервые видели себя и друг друга глазами московских ребят. Или устраивали пионерский цирк для всех жителей села от мала до велика.

Но это все в прошлом. А сейчас? «Это наша боль, — печалится Ефим. — Нет больше полнокровных деревень, не богатых же жителей загородных домов веселить».

Нашли выход — гастроли. Колесят по всей России в собственном автобусе с костюмами, аппаратурой, дают концерты в воинских частях, детдомах, домах престарелых.

Вот отрывок из моего письма Ефиму: «Ты просил о ребятах твоих рассказать — что они мне говорили в лагере. Вообще, надо бы отдельно написать о языке педагогических чувств — да, просто человеческих чувств на примере твоего и ребят яркого, сочного, богатого и нежного лексикона.

Коля Царев. С ним мы, похоже, больше, чем со всеми, контакт установили, хотя все ребята очень открыты и контактны. Заявил почти сразу: «Мы другие. Хотя бы потому, что не курим, не пьем, не ругаемся. Мне в школе, во дворе не верят — это, поди, только на словах. Нет, это правда». Вспомнил, что вначале, еще маленьким, когда прочел, сколько всего в отряде дают, и все бесплатно, тоже не поверил. Тренажерный зал, школа авторской песни, основы актерского мастерства…

По-моему, он ближе всех подошел к мысли о том, что в отряде всё настоящее и все настоящие.

То есть (это я уже от себя) у вас снимается главная ржа и копоть нынешней цивилизации: отчужденность человека от человека, от человеческого (человечного) в себе и вокруг и, как результат, имитация всего и вся. Ненастоящность всей жизни вообще и всех ее проявлений, в которой задыхаются все люди, а дети особенно.

Макс Лукьянец. Это, конечно, «алмазный твой венец», такой чистой воды кристалл, такой глубины и тонкости огранки. Подивил восторженностью, констатацией того, что здесь, в лагере, само время течет по-другому. И еще мы с ним согласились в том, что и реальность здесь другая.

А больше и многоплановее всех говорила Даша Полякова, о которой ты сказал, что она «создает интеллектуальный фон в лагере». Заявила, что неверен стереотип, что после «Надежды» людям труднее жить «в миру». Что ей, наоборот, опыт «Надежды» помогает сорганизовать в вузе группу, если они хотят что-то изменить, сформулировать внятно требования к ректорату. Много, ярко и горячо говорила о твоей личности, о значении и заразительности твоего примера. Что сама твоя «полифония» («Он и режиссер, и юморист, и спортсмен, и артист») — это вызов каждому из них. И как ей хочется тебя переплюнуть хотя бы в прогнозах о самой себе. Но проходит время, и она обнаруживает, что все же не ее, а твое предвидение было верным.

…Согласна с Александром Адамским: там, где дополнительное образование настоящее, оно как раз и является основным (ибо формулирует смыслы и мотивы жизни), а школа, процесс получения знаний играют, наоборот, дополнительную роль.

Здесь не растят будущих премьеров и президентов (в последнее время мода пошла в работе с детьми и юношеством — растить правящую элиту). У Ефима вообще нет ложного пафоса, тщеславия, фанаберии.

Здесь растят врачей и учителей, актеров и рабочих. Многие ребята проходят службу в армии — тут не принято от нее косить.

Говорят, что войны выигрывают не генералы, а школьный учитель и приходской священник. Такие, как Ефим Штейнберг, объединяют их в одном лице. Вот только нынче надобно выиграть в обезумевшем веке не войну, а МИР.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera