СюжетыОбщество

«Да кто он такой, Платон?»

Запуск системы буксует как многотонная фура на скользкой горке

Этот материал вышел в номере № 125 от 13 ноября 2015
Читать
Запуск системы буксует как многотонная фура на скользкой горке
Московская область. Трасса «Дон». Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Московская область. Трасса «Дон». Фото: Станислав Красильников / ТАСС

С понедельника на территории Московской области в действие вступают штрафы за передвижение грузовых автомобилей, чьи владельцы не успели зарегистрировать транспортное средство в системе сбора платежей, внедрение которой уже вызвало массовые протесты дальнобойщиков по всей стране. Корреспондент «Новой» побывал на одном из московских пунктов, где накануне грядущих санкций документы еще можно было оформить, несмотря на сбои электронной регистрации.

На сайте, созданном официальным оператором дорожного сбора за передвижение грузового транспорта по федеральным трассам, в «шапке» страницы электронный циферблат отсчитывает последние минуты до вступления системы в действие. Час икс для владельцев и водителей транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн наступает 15 ноября. Любой дальнобойщик, не успевший зарегистрировать автомобиль в системе «Платон» (так уполномоченный на организацию сборов Федеральным дорожным агентством подрядчик назвал этот проект), будет вынужден оплатить штраф.

От санкций спасет только «Маршрутная карта» — лист бумаги, на котором будет указана траектория движения автомобиля, сроки доставки груза и сумма, перечисленная владельцем оператору, из расчета полтора рубля за километр. Либо бортовое устройство, фиксирующее движение машины в реальном времени. В последнем случае сумма — в зависимости от того, насколько часто дальнобойщик выезжал на федеральную трассу — будет автоматически списываться с предоплаченного счета. Оформить карту можно в личном кабинете на сайте сборщика, предварительно зарегистрировавшись, отослав электронные копии всех положенных документов и дождавшись по электронной почте ответа с паролем и персональным логином.

— Да что они за фигню придумали, кто этот «Платон» такой, за что мы деньги платим? — мужчина восточной внешности поднимает удивленные глаза, из-под бурой дубленки торчит ворот шелковой в мелкий рисунок рубахи. Он расстегивает верхнюю пуговицу и выводит в миниатюрном блокноте у кассы печатными буквами имя «Дамасский Степан».

Всем, кто по каким-либо причинам не смог оформить доступ в кабинет удаленно, через интернет, чтобы к понедельнику уйти в рейс, приходится сдавать документы лично в одном из обслуживающих центров, открытых оператором. Всего в Москве таких центров четыре: в поселке Сосенское на юго-западе, в Химках, на Ярославском шоссе и здесь, у метро «Котельники», на юго-востоке.

Шестиэтажное кирпичное здание расположено в сотне метров от северного вестибюля подземки. Совсем небольшое помещение на первом этаже переполнено. У входа угрюмые крупные мужчины в черных куртках дымят сигаретами и посматривают на часы.

— На сайте нужно десять дней ждать, пока документы проверят, а тут мы оформляем сразу, уже вечером ваша страничка на сайте будет доступна, — инструктирует из-за стекла очередного посетителя уставшая женщина в белой блузке. Степан, не слушая женщину, возбужденно говорит мне: «Напишите, как мы тут маемся!» Если верить блокноту на столе, он в этой очереди 222-й, и сегодня ему бумаги не сдать. С девяти утра до часу дня шестерым сотрудникам центра удалось обслужить только 32 клиента, которые заняли очередь в четыре утра.

Блокнот — привычная форма самоорганизации в таких случаях, тут можно оставить свой телефон и переписать номер впередистоящего. Если очередь подойдет, а тебя не будет на месте, собратья по несчастью перезвонят.

Записавшись, Степан откладывает шариковую ручку в сторону и собирается домой. Постоянно в помещении дежурит не больше 50 человек. Большинство из них уже регистрировались в интернете, но по неизвестным причинам не получили уведомления и доступа к кабинету:

«Если хотя бы одна цифра неправильная — система не срабатывает», — объясняют неудачники.

Отдельная очередь — за бортовыми устройствами. На прямой вопрос, сколько самописцев выдали за день, работница центра признается: «Две штуки, вот третий оформляется».

— Если бы я знал об акции протеста, я бы и сам приехал и технику пригнал, — признается Владимир, полноватый мужчина лет 35. Как и многие, запрос через интернет он посылал заблаговременно, но ответа не получил. — Цены придется повышать, наши машины ходят на большие расстояния, Ханты-Мансийский округ, Урал…

В среднем цена на услуги его компании вырастет процентов на шесть: «Если за рейд мы берем с заказчика тысяч 100–110, то сами считайте», — пожимает мужчина плечами.

— В октябре тут никого не было, так что сами виноваты, — светловолосая дама осторожно улыбается. Из всех посетителей она единственная женщина. В беседе признается, что является хозяйкой небольшой компании, а сюда пришла, чтобы зарегистрировать дополнительные автомобили, взятые в аренду. Мужчина рядом устало вздыхает: «Уже в понедельник мне нужно отправлять груз, а тут такая неразбериха, почему сразу не отладили сайт?» — и переводит взгляд на красочный плакат, где крупными буквами написано «С нами удобно!».

Пока мы разговариваем, охранник приносит четыре пачки чистой бумаги для принтера. Молодой человек, тоже водитель, докладывает собеседнику: «На акции я был, там потом ОМОН приехал, говорят, кого-то задержали».

Представительного вида мужчина тем временем скандалит у стеклянной стойки, потрясая бумагами: «Почему 45 машин через сайт зарегистрировали, а оставшиеся нет?» Через минуту, справившись с эмоциями, обреченно бредет к блокноту. Его номер 236.

— А блоки выдавать когда будут? — интересуется кто-то в дальнем окошке.

— Выдаем только тем, кто записался 15 октября, остальные не знаем, когда, оставьте номер, — рапортует дама по ту сторону стойки.

Водитель оставляет контакты. Первое время он будет пользоваться бумажными картами, перед каждым рейсом распечатывая дорожный лист на каждую машину. Дату, когда устройство можно будет поставить на автомобиль, ему не может сказать никто. Впрочем, тем, кто не успеет сдать основной пакет документов в ближайшие дни, придется намного труднее: единственный выход — либо вовсе отменить рейсы, либо доставлять грузы нелегально, опасаясь нарваться на штраф (от 5 тысяч рублей для водителя до 450 тысяч для юридического лица).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow