СюжетыОбщество

Дальнобойная сила

Водители тяжелых грузовиков показали стране, что попыткам властей разгуляться в наших карманах можно дать отпор

Этот материал вышел в номере № 125 от 13 ноября 2015
Читать
В среду по России прокатилась забастовка дальнобойщиков — самая массовая, яркая и организованная акция социального протеста последних лет. По разным данным, в ней приняли участие от тысячи до полутора тысяч машин в 25–30 регионах страны. Некоторые организаторы акции были задержаны или оштрафованы, но в целом она оказалась мирной — и во многом успешной
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В среду по России прокатилась забастовка дальнобойщиков — самая массовая, яркая и организованная акция социального протеста последних лет. По разным данным, в ней приняли участие от тысячи до полутора тысяч машин в 25–30 регионах страны. Некоторые организаторы акции были задержаны или оштрафованы, но в целом она оказалась мирной — и во многом успешной.

Поводом для акции стало введение сбора за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 тонн. Новый порядок вступает в силу с 15 ноября — и это, конечно, не было новостью. Казалось бы, забастовка станет акцией отчаяния, но выяснилось, что протест может иметь реальный эффект. За день до старта грандиозного «флешмоба» правительство снизило тариф за километр платного проезда, причем сразу с 3,73 рубля до 1,53 (правда, «льгота» сохранится только до марта следующего года, потом цена километра вырастет до 3,06 рубля).

Не менее важна и вторая уступка: грандиозные штрафы для «зайцев», не оплативших роскошь передвижения по федеральным трассам: 450 тысяч для «первоходов» и миллион для рецидивистов — будут взиматься до мая 2016 года только в Московской области. В других регионах нарушать режим можно будет без особых финансовых последствий. Словом, по факту система работать не будет. Пока.

Вот это «пока» и заставило дальнобойщиков не отказываться от акции даже после серьезных уступок властей. В итоге Минтрас назвал забастовку попыткой шантажа, направленной на изменение давно принятых решений.

Что ж, выяснилось, что «давно принятые решения» действительно могут быть пересмотрены, причем

быстрота и легкость, с которой это было сделано, заставляет задуматься: а насколько эти решения были обоснованными и продуманными?

Плата за проезд тяжелых грузовиков, которые действительно наносят серьезный ущерб дорожному полотну, — нормальная мировая практика. Тем более что это целевой сбор, который позволит увеличивать ассигнования на ремонт дорожной сети. Но правительство, очевидно, выбрало неудачный момент и, мягко говоря, погорячилось с ценами.

Ведь кризис и без того больно ударил по дальнобойщикам. Грузооборот снизился на 7% (в том числе из-за продуктовых контрсанкций), иностранные комплектующие из-за девальвации сильно выросли в цене, как и топливо, которое у нас дорожает независимо от колебаний мировых цен на нефть. Сектор экономики, значительная часть которого — небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели, не имеющие запаса финансовой прочности — стоило бы поддержать, а не добивать. Тем более что адекватной альтернативы ему нет: перевозки по железной дороге на средние и небольшие расстояния не подходят ритейлу из-за медлительности монополиста, да к тому же рельсы не ведут к логистическим центрам, построенным на узловых точках автодорожной сети.

Далекой от идеала оказалась и работа автоматизированной системы «Платон» (плата за тонны), с помощью которой дальнобойщики получали возможность платить за километры российских дорог. Кстати, один из триггеров протеста: система, работающая в интересах государства, создана частной компанией, половина которой принадлежит молодому талантливому предпринимателю Игорю (Аркадьевичу) Ротенбергу.

Успех, пусть и относительный, акции дальнобойщиков — это и намек властям, и урок другим социальным группам, которые оказались пассивны перед намерением властей разгуляться в их карманах. Ведь сбор с 12-тонников из той же серии, что и платные парковки в Москве, и взносы на капитальный ремонт, и введение торговых сборов, и рост налогов на малый бизнес. Государство, столкнувшись с усыханием нефтегазовой ренты, сосредоточилось на прямой эксплуатации народа. Чем дольше он будет безмолвствовать, тем больше придется платить.

мнение эксперта

Петр Шкуматов, координатор сообщества «Синие ведерки»:

— Взимание платы за проезд по федеральным трассам с водителей 12-тонных фур — нужная мера. Изначально планировалось включить ее в дорожно-транспортный налог, но поскольку из двух миллионов грузовиков, зарегистрированных у нас, только половина использует федеральные дороги, то подобная мера могла быть совершенно несправедливо распределена в сторону грузовиков, которые работают, к примеру, в карьерах и не наносят вреда федеральной дорожной сети. Именно поэтому Минтранс придумал более справедливую систему оплаты проезда по федеральной трассе. Однако в таком случае было бы разумно отменить налог на транспорт. Иначе получается тройное налогообложение: топливный акциз, дорожно-транспортный налог и плата за проезд по федеральным трассам.

Есть еще такой нюанс — тариф, который ввели власти, вмешивается в конкуренцию на рынке. Есть машины, которые не вылезают с дорог и ездят по 200 тысяч километров в год, а есть — по 50 тысяч. Возникает вопрос: каким образом среди них справедливо распределять нагрузку?

Как только они введут этот тариф, часть перевозчиков однозначно перейдет на 10-тонные автомобили, с которых не взимается подобная плата. То есть станет выгоднее отправлять два или три десятитонника, чем одну фуру. Кто-то из дальнобойщиков спрогнозировал, что до 20% грузоотправителей могут перейти на 10-тонные автомобили. Из-за этого процесса очень сильно пострадают дальнобойщики, потому что, с одной стороны, повысится фискальная нагрузка на них — плата за проезд по федеральным трассам, с другой — заказов станет меньше. Они потеряют долю рынка, поскольку конкурировать с десятитонниками и понижать цену уже не смогут. Это приведет к росту цен на 10-тонные машины и падению цен на двадцатитонники. С учетом того, что рынок и так уже просел из-за кризиса, в секторе перевозок грузов на фурах будет катастрофа, начнется череда банкротств.

Подобную ситуацию мы уже наблюдаем на МКАД. Там запрет движения автомобилей с разрешенной массой — 12 тонн — привел к переходу на десятитонники и увеличению загруженности дорог.

Кроме того, из-за размера штрафа, который власти намерены взимать за неоплаченный проезд (1 млн при повторном нарушении), дальнобойщики рискуют остаться без фур. Поскольку, как правило, они являются индивидуальными предпринимателями и за все расплачиваются своим имуществом, то есть фурой.

Пострадают также и покупатели, потому что эти лишние деньги будут переложены и на них. По разным оценкам, в течение года цены повысятся от 1 до 5%.

Дальнобойщики сегодня оказались между молотом и наковальней. Минтранс отсрочил введение платы до мая следующего года, но это ничего не изменит. Они вновь выйдут на протесты. Для них это вопрос выживания.

Я не думаю, что налог коснется только грузовиков. В течение 10–15 лет трекеры сделают обязательными для других категорий транспорта, в том числе для личных автомобилей. Автомобилисты станут платить за километр в зависимости от времени суток и маршрута поездки.

Записала Диана Хачатрян

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow