Сюжеты

Взрыв и всхлип в мировом оркестре. Алексей Хвостенко, Людмила Петрушевская, Евгений Ройзман

Афиша. 13—27 ноября

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 125 от 13 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Афиша. 13—27 ноября

15–29 ноября. Фестиваль NET

NET, «Новый европейский театр» — самый авангардный из столичных фестов, ранее представлявший театр Михаэля Тальхаймера, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Корнеля Мундруцо, — в 2015 году не получил «от казны» (то бишь от Министерства культуры РФ) ни рубля субсидий. Тем не менее и аскетичная программа NET-2015 содержательна.

15 ноября. «Земля» (The Land) мюнхенского «Резиденц-театра» и известной бельгийской танцевальной труппы Peeping Tom — в Театре наций.

В идиллическом пейзаже альпийской деревни идет фантасмагория отчуждения и насилия, зрительно напоминающая ожившие сцены Босха.

18—19 ноября в Центре Мейерхольда — «Гамлет» Оливера Фрлича (Хорватия). 39-летний режиссер впервые прогремел на Балканах лет десять назад замечательным спектаклем «Проклятье предателям родины» о том, как невинные «поиски национального самосознания» переросли в кровавый хаос распада Югославии. Сегодня Фрлич — самое интересное режиссерское имя на Балканах. В России он гастролирует впервые. 17 ноября в рамках NET пройдет дискуссия «Национальный театр и национальная истерика»: Фрлич будет говорить о своих документально-политических спектаклях и реакции сограждан на них: вплоть до осады театра толпой.

27–28 ноября. Спектакль «Manger» известного французского хореографа, постоянного участника Авиньонского фестиваля Бориса Шармаца и музыкальный проект «Splendor of colours/Интерференции» (Швейцария — Россия). Ансамбль «Студия новой музыки» и три молодых швейцарских композитора испытывают формы взаимодействия музыки с цветом, светом, перформансом (известно, что «музыкальная линия» NETa по новизне имен и жанров не знает равных в Москве).

4–5 декабря. NET-2015 завершит симфония Петра Айду «Звуковые ландшафты». Это премьера не только партитуры, но и жанра «акустического театра». Полная программа фестиваля — на сайте www.netfest.ru.

 

12 ноября. Выставка картин Миши Шаевича Брусиловского из личной коллекции Евгения Ройзмана «Мир Евгения Ройзмана». Проспект 60-летия Октября, 10А, «Роснано», 8-й этаж

Мэр Екатеринбурга представит 14 работ художника из более чем полусотни картин и тридцати графических произведений. С Брусиловским Евгения Ройзмана связывают давние дружеские отношения, это его любимый художник, и его картина мира близка ему, борцу с наркоторговлей, почетному члену Союза художников и члену Союза писателей.

Нина Ройзман, дочь екатеринбургского главы, занимающаяся организацией выставки, рассказала «Новой» о том, почему выставка картин Брусиловского — это мир Евгения Ройзмана:

— Когда я спрашивала отца, как он познакомился с этим художником, он долго не мог понять, что я от него хочу, потому что, по его словам, он знал Мишу Шаевича Брусиловского всю свою жизнь. «Когда я был маленький, — сказал он мне, — я читал книжки с его картинками, потом встречал его на улице, видел, как с ним здороваются, потому что его все знают, с ним дружила моя мама. Я его знал всегда». Первую картину Брусиловского он увидел и купил в маленькой картинной галерее, это были «Ермаковы лебеди» — не самая известная его картина. В конце 80-х годов он начал общаться с художником, у него уже появились деньги, и он купил у него известную картину «Homo sapiens».

Брусиловский ему очень близок по духу, потому что это человек с интересной непростой судьбой. Он родился на Украине, жил в Киеве, видел еврейские погромы. Когда его отец ушел на войну, он был беспризорником, чистил сапоги, и местный бандит, руководивший беспризорниками, пристроил его в художественное училище. Он попал по распределению в Свердловск, и поскольку у него очень необычное творчество — формализм, символизм — наши чиновники решили, что его творчество — пропаганда западных ценностей, поэтому был период, когда ему запретили работать. В этом году Брусиловскому исполняется 85 лет, и он остается, несмотря на непростую судьбу, очень веселым и искренним человеком.

У нас дома, когда я была маленькая, висела огромная его картина «Изгнание из рая», и я до какого-то возраста не обращала на нее внимания, потому что это был привычный фон моей жизни. Для меня он тоже был всегда, я выросла среди картин Брусиловского, поэтому сейчас, пожалуй, впервые смотрю на них с художественной точки зрения.

Выставка продлится до 2 декабря.

 

23 ноября. Юбилейное «Кабаре нуар Людмилы Петрушевской: 50 лет на сцене и за пишущей машинкой». Театр Маяковского

В 1965 году Петрушевская написала свой первый рассказ, а незадолго до этого впервые вышла на сцену в спектакле студенческого театра «Наш дом». В свой юбилейный вечер Людмила Стефановна, которую журнал The New Yorker назвал современным Эдгаром По, будет превращаться в Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, в девочку-сиротку и всемогущую старушку, победительницу ГИБДД, под музыку в исполнении оркестра «Керосин». Егор Бероев, Нонна Гришаева, Михаил Ефремов, Юлия Рутберг, Евгений Стычкин, игравшие в спектаклях Петрушевской, исполнят лучшие ее мистические тексты и песни. Режиссер вечера — Федор Павлов-Андреевич — из всего реквизита оставил на сцене только чемоданы из коллекции Александра Петлюры. Фоном действа станут видеообои Кати Бочвар и световые работы Ивана Виноградова. Сцена будет постоянно двигаться, создавая живое пространство, прекрасный и мистический мир Людмилы Петрушевской.

 

27 ноября. Хвост 75. Вечер памяти Алексея Хвостенко. ЦДХ на Крымском Валу, 19.00

Рассказывает Олег Коврига, организатор концерта, глава рекорд-лейбла «Отделение Выход»:

— 11 лет нет Хвоста. Я не могу сказать, что он бешено популярен, но от него осталась куча потрясающих песен, которые будут слушать еще долго. В первую очередь «Прощание со степью», «Последняя малина» и две «аукцыоновские» пластинки — «Чайник вина» и «Жилец вершин». Большинство знает Хвостенко по песне «Город золотой» в исполнении Гребенщикова, и в этом я тоже не вижу ничего плохого. Но в архиве еще огромное количество его записей, и у нас нет средств, чтобы все это выпустить, к сожалению.

Когда-то Хвост и Анри Волохонский тусовались и писали всякую ерунду, а потом назвали ее «Первый гриб. Лесная комедия». Но поскольку люди гениальные, то и ерунда получилась тоже гениальная. 27-го мы попытаемся все это поставить или хотя бы прочитать по ролям. Дмитрий Шагин будет Медведем, Костя Звездочетов — Бобром, дочь Хвоста, Аня Хвостенко — Ежом, Леня Федоров — Лисом. А в конце пьесы предусмотрено хоровое пение. На сцене появится хор Мышей и Лягушек, который будет состоять из внуков Хвоста, они очень хорошо поют. Это первая часть вечера, а во второй Аня Хвостенко, Леня Федоров и Умка будут петь и играть.

 

Умка (Анна Герасимова):

— Хвост — это был маячок, фонарик путеводный, теплый далекий друг. Все, что он делал, светится изнутри. Настолько обаятельная личность, что он облипал людьми мгновенно, как магнит гвоздями и скрепками. Люди были всякие, а ему было все равно, он всем улыбался и грел, как солнце, без разбору. Хвост — гений общения и обаяния. У него все настолько симпатично, что даже не важно, хорошо или плохо. Как ребенку, ему совершенно было все равно, как это выглядит с точки зрения качества. Писать и петь так, конечно, нельзя, ну то есть это против всех правил. Но там дело было не в художественном результате. Это настоящий лайф-арт, беспримесный и бесхитростный.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera