СюжетыОбщество

Дальнобой по-американски

В США тракеры тоже недовольны тем, куда движется их страна

Этот материал вышел в номере № 126 от 16 ноября 2015
Читать
В США тракеры тоже недовольны тем, куда движется их страна

Автопробегом по коррупции

В октябре 2013 года американские тракеры (так в США называют водителей тяжелых грузовиков) обещали «выключить Америку на 3 дня». Организаторы общенациональной забастовки выдвинули самые радикальные политические требования — импичмент президента Обамы «за преступления и предательство». Забастовщики требовали отказаться от реформы медицинского страхования, отправить в отставку генерального прокурора Эрика Холдера (за слежку за гражданами) и «уволить» с правительственных постов всех мусульман, «не соблюдающих американскую конституцию». И последнее в списке претензий — высокие цены на горючее.

В течение трех дней: с 11 по 13 октября устроители акции призвали 1 миллион водителей грузовиков провести «автопробег в Вашингтон в поддержку конституции». На столичной кольцевой дороге планировалось блокировать конвоями траков по три полосы в каждую сторону, двигаясь со скоростью 55 миль в час, оставив одну полосу только для пожарных машин, «скорой помощи» и полиции.

Особую надежду организаторы протеста возлагали не на профсоюзы, а на 150 тысяч шоферов и работников малых независимых компаний.

Если бы на улицы и проспекты главных городов США действительно выехал миллион большегрузов, то акция вполне могла бы если не парализовать, то чрезвычайно затруднить жизнь всей страны.

По данным Американской ассоциации грузовых автомобилей (АТА), 100% потребительских товаров и 69% от общего тоннажа грузов доставляются на грузовиках. Кроме того, по оценкам экономистов, 80% американских общин получают свои товары исключительно благодаря автотранспорту. Эксперты ожидают, что к 2021 году общий объем грузовых перевозок увеличится на 26%, причем доля тяжелых грузовиков в общей доставке вырастет на 71%.

Правительство, работники федеральных агентств, полиция, пресса и жители Вашингтона ждали автопробега с возрастающей тревогой. Но опасения оказались напрасны: у активистов «автопробега» на Вашингтон что-то «не срослось». Организаторы параллельных акций в столице и штате Калифорния начали публично спорить о целях и задачах протеста, профсоюзы не поддержали политические требования отставки Обамы и обещания устроить «грандиозную транспортную пробку», если полиция пойдет на аресты дальнобойщиков. В результате на дороги вышло заметно меньше водителей. Вашингтонская полиция произвела несколько задержаний, но обошлось без пробок.

Тем не менее через два года, прошедших с этой акции, многие требования трекеров были выполнены. Реформа медицинского страхования претерпела значительные изменения. Обама распорядился провести кардинальный пересмотр работы спецслужб, в первую очередь это коснулось сбора сведений о гражданах. Ушел в отставку генпрокурор Холдер. Цены на автогорючее упали. Так это здесь работает. И, можно сказать, трекеры приложили к этому свою руку.

Когда дальнобойщики рулили

В октябре 1973 года, в разгар арабо-израильской войны, Америка оказалась в черном санкционном списке ОПЕК, объявившей эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль. В результате цена барреля подскочила в 4 раза. Для США, зависевших от иностранной нефти, это был болезненный удар. Пострадали не только автоперевозчики, пострадала вся страна.

Кроме подскочивших цен на бензин водителей грузовиков возмутило введение общенационального ограничения скорости на дорогах (55 миль в час, примерно 90 км/ч) с целью не столько безопасности, сколько экономии бензина. Эту идею пробил через конгресс президент Ричард Никсон. В то время все американские автомагистрали полностью контролировались федеральным правительством из Вашингтона. В декабре 1973-го водители грузовиков провели первую массовую забастовку, едва не сорвав рождественский шопинг для миллионов американцев.

В 1976 году основной профсоюз шоферов — Teamers, объединяющий самых разных водителей Америки — от развозчиков молока и почтальонов до шоферов школьных автобусов и тяжелых грузовиков, — провел массовую забастовку, требуя повышения зарплат. «Братству водителей» (так они себя называют) потребовалось для победы всего три дня. По новому контракту с правительством профсоюз в течение трех лет получил индексацию зарплаты для всех его членов — она увеличилась в среднем на 30%.

В 1979 году истек трехлетний контракт, а переговоры о новом трудовом соглашении, начатые при президенте-республиканце Форде и продолженные при демократе Картере, забуксовали. Тогда по призыву лидера профсоюза Франка Фитцсиммонса 300 тысяч водителей и работников складов вышли на забастовку. В ответ многие из 500 компаний, с которыми боролись профсоюзы, объявили локаут. В магазины перестали поступать свежие продукты, на бензоколонки — горючее, американцы замерли в очередях. Перед водителями-дальнобойщиками замаячила угроза потерять работу. В результате локаута профсоюзные лидеры были вынуждены снять или значительно скорректировать требования забастовщиков. Через 9 дней забастовка и локаут были прекращены.

«Золотая пора» дорожных профсоюзов закончилась через год. В 1980-м была завершена реформа отрасли, и как грибы после дождя по всей стране выросли новые независимые компании. По данным налоговой службы, в течение 10 лет с момента дерегуляции треть из 100 крупных фирм, осуществлявших грузовые перевозки, разорилась, а стоимость доставки товаров на треках из-за резко возросшей конкуренции упала. Компаниям давно было невыгодно работать с профсоюзами (членам профсоюзов работодатели были обязаны платить на 35% больше). Теперь появилась альтернатива, и новые корпорации стали нанимать трекеров, не входящих в профсоюзы, — так называемых независимых подрядчиков.

Как политическая сила, способная потрясти Америку, дальнобойщики себя, похоже, исчерпали.

Тяжелая работа, которую нужно сделать

В кабинах американских грузовиков есть холодильники и телевизоры, на специальных стоянках организована подача воздуха, чтобы водители могли поддерживать климат-контроль при неработающем двигателе. Помимо подачи воздуха в грузовик есть интернет и даже спутниковое телевидение. Но только в том случае, если компании готовы платить за эти удовольствия. Правда, как правило, они экономят даже на мотелях. Поэтому тракеры спят в своих «домах на колесах».

Два момента, за которыми ведется строжайший учет и контроль. При въезде в каждый штат грузовик первым делом должен пройти взвешивание на специальной станции. От веса зависит плата за проезд и сохранность дорожного покрытия. В журналах-рапортичках тракеры обязаны отчитываться о вахтах. Регламент, введенный для водителей грузовиков массой свыше 10 тысяч фунтов (4536 кг) на федеральных автомагистралях, разрешает проводить за рулем не больше 14 часов в сутки. Затем — перерыв, не менее 10 часов. Всё очень жестко. Например, сев за руль в 6 часов утра, водитель обязан заглушить мотор в 8 вечера, даже если по пути он останавливался в закусочных и делал другие перерывы на отдых. После 8 вечера шоферу разрешается выполнять любую другую работу, но обратно за баранку он может сесть только спустя 10 часов. Управление грузовиком ограничено 60 часами в неделю. Нарушителям грозит потеря работы, а их работодателям — штрафы и лишение лицензии.

Нерегулярное питание, малоподвижный образ жизни, постоянные разъезды, разлука с семьей… При максимальном комфорте машин и продуманной транспортной инфраструктуре профессия водителя большегруза в Америке остается тяжелой и не входит в число престижных. Средний годовой доход американского дальнобойщика — 39 тысяч долларов. А сезонные водители получают гораздо меньше — 16 тысяч. Поэтому американских тракеров вряд ли причислишь к среднему классу. Мечта таких работяг — вывести в люди детей, прежде всего обеспечив им образование. «Американскую мечту» сегодня осуществить всё труднее, и, когда поднимается очередная волна гражданского неповиновения (среди относительно недавних можно вспомнить движение «Оккупируй Уолл-стрит»), дальнобойщики присоединяются к протестному движению. Как показали события октября 2013 года, большинство из них недовольны тем, в каком направлении движется их страна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow