СюжетыСпорт

Нечистые на ногу

Самый масштабный допинговый скандал в истории мирового спорта завершился предсказуемо: российским легкоатлетам запретили участие во всех международных соревнованиях, включая Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.

Этот материал вышел в номере № 126 от 16 ноября 2015
Читать
Самый масштабный допинговый скандал в истории мирового спорта завершился предсказуемо: российским легкоатлетам запретили участие во всех международных соревнованиях, включая Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.
Изображение

Петр Саруханов — «Новая»

На исходе трехчасового обсуждения экстренного заседания совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), посвященного исключительно России, вердикт был вынесен крайне жесткий: временно приостановить деятельность Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), что автоматически означает запрет на участие россиян во всех международных соревнованиях под эгидой IAAF, включая и Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро-2016.

Доклад генерального секретаря ВФЛА Михаила Бутова, с которого начиналось проводимое в режиме телеконференции заседание, подавляющее большинство членов главного органа организации не убедил: за тотальную дисквалификацию российской легкой атлетики проголосовали 22 человека, против — один-единственный, и это был недавний претендент на должность президента IAAF, легендарный прыгун с шестом, украинец Сергей Бубка.

Одновременно с отстранением, сулящим сломать судьбы целому поколению российских спортсменов, страна лишилась права провести Кубок мира по спортивной ходьбе в Чебоксарах, а также юниорский чемпионат мира в Казани. Возможность проводить внутренние легкоатлетические соревнования России оставлена, но это возвращает страну во времена раннего СССР, практически изолированного от всего остального мира.

Предельно жестко высказал свою позицию новый президент IAAF, двукратный олимпийский чемпион Себастьян Коэ: пока в России не будет реальных перемен в отношении борьбы с допингом, никаких обещаний по поводу участия российских спортсменов в грядущих Олимпийских играх ожидать не стоит. Надежды на то, что профильная международная организация, проанализировав отчет комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), с которого в прошлый понедельник и начался едва ли не самый масштабный скандал в истории мирового спорта, смягчит свою позицию, — не оправдались.

И как они могли оправдаться, если сама IAAF оказалась под ударом, и проявить слабость ведомство Себастьяна Коэ никак не могло? Да, в его адрес поступило немало обращений от выдающихся российских спортсменов, никак не замешанных в допинговых скандалах и по-своему справедливо считающих, что нельзя «ровнять всех под одну гребенку», смешивая в одну кучу «чистых» и «нечистых». Но и отчаянное открытое письмо Елены Исинбаевой, завершавшееся словами «верю, что будут приняты правильные решения», — не возымело действия.

Министр спорта Виталий Мутко, оказавшийся в крайне сложной ситуации, в предшествующие судьбоносному заседанию дни сделал немало заявлений — вплоть до обращения к WADA с просьбой провести ускоренную переаттестацию московской антидопинговой лаборатории. Позиция всесильного ведомства не просто не изменилась, более того — было принято решение о несоответствии кодексу WADA всего Российского антидопингового агентства (РУСАДА).

Не помогли как-то изменить ситуацию ни мольбы, ни заверения в искреннем желании исправиться, ни ввод в действие «тяжелой артиллерии» в виде высказанных на заседании в Сочи пожеланий президента России защитить спортсменов от допинга и сотрудничать с международными организациями. Создавалось ощущение, что спортивные чиновники не осознают масштаба претензий и степени недовольства системными нарушениями, которое отнюдь не ограничивается кознями какой-то одной зловредной организации. До наших спортивных (и не только спортивных) деятелей не дошло, что дело не только и даже не столько в запредельно частых конкретных прегрешениях, а в их покрытии с помощью кумовства, взяток и попустительства, превратившемся, по мнению WADA, в систему. То, что за Саранский центр олимпийской подготовки ходоков взялись лишь тогда, когда число дисквалификаций перевалило за два десятка, а вымогательство, по заявлению бегуньи Лилии Шобуховой, почти полумиллиона долларов за возможность ее участия в Олимпиаде-2012, так и не превратилось в уголовное дело, — стали весьма красноречивыми эпизодами в отчете комиссии WADA и мощным посылом к самым жестким решениям в адрес российского спорта.

Раньше надо было думать и действовать, а не упиваться агрессивной риторикой и уповать на то, что «не впервой, как-нибудь выкрутимся». Теперь действия российской стороны по выполнению рекомендаций попадают под пригляд комиссии IAAF во главе с норвежцем Руне Андерсоном. Виталий Мутко надеется оперативно «разработать совместную «дорожную карту», чтобы за два-три месяца справиться с проблемой и использовать шанс на то, чтобы все-таки выступить в Рио.

Но шансов на то, что «неопределенный» срок беспрецедентной дисквалификации превратится во вполне определенный, увы, намного больше.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow