Сюжеты

Поехали! Вместе

Сервис BlaBlaCar объединяет людей в офлайне — в одной машине

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 126 от 16 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталия Зотовакорреспондент

 

Сервис BlaBlaCar объединяет людей в офлайне — в одной машине

Сервис BlaBlaCar предлагает найти через интернет проверенного попутчика для междугородной поездки, который оплатит вам бензин, или «вписаться» в чужой автомобиль. Его используют больше 20 миллионов человек в 19 странах, в том числе уже почти два года в России. В нашей стране услуги сервиса оказались особенно востребованными: часто других способов добраться из одного города в другой просто не существует. Создатель BlaBlaCar, француз Фредерик Мазелла и руководитель проекта в России и на Украине Алексей Лазоренко рассказали, как они превратили езду автостопом в общественный институт.

— Для тех, кто никогда о вас не слышал, объясните, чем, собственно, занимается ваш сервис?

Фредерик: Все, что мы делаем, — просто заполняем свободные места в машинах. Я высчитывал — во Франции содержание машины стоит 5–6 тысяч евро в год. Бензин, ТО, страховка, платные дороги, разница между ценой покупки новой и ценой продажи старой машины. Во Франции 38 миллионов машин. 38 миллионов раз по 6 тысяч! Это 10% ВВП нашей страны. Смотрите (указывает за окно на запруженную машинами Большую Якиманку), все эти автомобили пустые, по одному человеку в каждой. Машины проводят 96% времени на парковке. Минус пробки, минус поиск этой парковки — итого 2,7% своей жизни машина непосредственно ездит. И это стоит нам 10% ВВП! Впервые в истории у нас есть идея, которая помогает всем — и водителям, и людям без машин — оптимизировать эти траты. Это совместное потребление.

У нас с Алексеем похожие истории, как эта идея пришла нам в голову. Я вел машину по хайвею в таком месте, где дорога идет параллельно с железнодорожными путями. И поезд, который шел рядом, был полон. То есть все эти люди заплатили по 100–150 евро, чтобы попасть в набитый поезд, хотя вот же, пустые машины едут рядом! Я просто увидел ресурс, который тратится впустую. А где пустая трата, там возможность.

Алексей: Когда стоишь в пробке и видишь, что в каждой машине сидит по одному человеку, а целая толпа людей ждет автобуса под дождем, понимаешь: что-то не так. В моей машине 140 лошадиных сил, четыре сиденья — только для одного меня. Мне стало ясно, что я не очень умно использую своих лошадей. Я стал искать в интернете способы поделиться поездкой. Оказалось, что их нет. Пришлось самим придумывать решение, так появился проект «Подорожники» (который позже слился с BlaBlaCar. — Н.З.).

Мне кажется, при текущей модели потребления мы рано или поздно столкнемся с глобальными проблемами. Нужно учиться потреблять более разумно. У меня есть любимый пример с дрелью. На протяжении всего срока службы дрель крутит сверлом всего 13 минут — а сколько пластмассы, металла, человеко-часов было затрачено, чтобы ее произвести! Это нерационально. Экономика совместного потребления устраняет эту нерациональность. BlaBlaCar — флагман этого движения в области транспорта, он учит людей потреблять разумнее.

— Вы, AirBnB, CouchSerfing и подобные сервисы, помогающие путешественникам находить друг друга, вместе строите новое общество?

Фредерик: Про новое общество пока рано говорить. Но да, мы создаем способ, с помощью которого человеку легко поделиться своей машиной, а заодно повстречать новых людей. По-умному используя интернет, мы сводим людей вместе. Интернет меняет поведение людей: теперь ответ на вопрос не нужно искать в книгах — его можно найти в поисковике за 10 секунд.

— Говорят, что интернет делает людей одинокими, мы все сидим, уткнувшись в смартфоны, и боимся поднять глаза друг на друга…

Фредерик: Мы доказываем обратное. Благодаря интернету, люди объединяются в офлайне, в одной машине.

— Откуда такой быстрый рост числа пользователей в России?

Фредерик: Похоже, некоторые ваши города вообще не связаны маршрутами поездов и другого транспорта. BlaBlaCar соединяет эти города. В России среднее расстояние переезда — 340 км, а в Европе меньше трехсот. Это, пожалуй, единственное принципиальное отличие.

Алексей: Ну да, если тебе нужно из одного маленького города в другой, с BlaBlaCar не придется ехать через Москву, как происходит с поездами. И еще, людям важно экономить — особенно сейчас. Выигрывает и водитель (получается сэкономить до 90% расходов на бензин), и пассажир.

Одни только автобусы и поезда не покрывают потребностей в междугородних поездках. По сравнению с Европой их интенсивность в России низкая: 75% всех поездок между городами в России совершаются именно на машине. Мы поняли, что это огромный потенциал, который пока не использовался эффективно.

— Кто эти люди, которые решаются на райдшеринг (совместную поездку)?

Фредерик: Когда мы начинаем работать в новой стране, сначала сервис осваивает молодежь. Средний возраст нашего российского пользователя — 28 лет. Но если посмотреть на страны, где сервис существует долго, например Францию, то в конце концов в сообщество попутчиков включаются все возраста. Половина тамошних пользователей — люди за 31. В перспективе наша целевая аудитория — вообще все. Всем же иногда нужно переезжать на расстояния в несколько сот километров. Но для использования нашего сервиса нужно уверенно себя чувствовать с компьютером или смартфоном — молодежь к этому привыкла. А когда родители видят, как дети легко и дешево путешествуют, начинают спрашивать: «Как ты туда съездил? А научи меня!»

Алексей: В моей семье так и было. Моя мама теперь часто ездит в гости к бабушке как пассажир BlaBlaCar, а отец ездит как водитель. В общем, мои усилия и объяснения возымели успех.

— А вы сами до сих пор им пользуетесь?

Фредерик: Да, регулярно. Моя семья живет в 500 километрах от Парижа, так что когда я еду к ним на выходные, я пользуюсь BlaBlaCar. Да, иногда еду на своей машине, но обычно я пассажир.

— И водители не догадываются, кто вы?

Фредерик: Последние два раза меня раскрыли. С одним водителем мы разговаривали о его бизнесе, и вдруг он говорит: «А я знаю, кто вы». «Откуда?» «На BlaBlaCar не так много людей, которые зарегистрировались в 2006-м». Это год нашего основания. Второй оказался журналистом, он узнал меня в лицо. Еще был водитель, который мне не поверил. Я люблю говорить о райдшеринге — иногда в машине люди просят сменить тему после моего получасового монолога. Я тогда объясняю — понимаете, это важно для меня, я ведь этот сервис и придумал. Обычно люди радовались, говорили спасибо. Но когда сервис разрастается, получает известность, почему-то становится трудно поверить, что его придумали обычные люди. И этот водитель говорит: «Ага, конечно, а я папа римский».

— Не было случаев, когда водитель нападал на пассажира? Или окажется, что водитель, к которому ты сел в машину, едет без прав…

Фредерик: Требования для пользования нашим сервисом способствуют доверию. Когда выбираешь поездку на сайте, видишь фото водителя, его рейтинг, и знаешь, что мы проверили его телефон и электронную почту. В странах, где уже есть возможность бронирования мест в машине, мы и банковские аккаунты проверяем. Так что это в разы безопаснее, чем любой «бомбила» или пассажир с улицы. В первые годы были неприятные случаи, но тогда у нас было меньше способов верифицировать пользователей.

— Когда вы начнете брать с водителей комиссию в России?

Алексей: Сначала опробуем режим бронирования — с 16 ноября он заработает на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Вы сможете не просто связаться с водителем, а забронировать место в машине и увидеть профили остальных пассажиров. Может быть, в конце 2016 года введем монетизацию по всей стране — так сервис сейчас работает в Европе.

Фредерик: Система бронирования приносит пользователям уверенность, что водитель не отменит поездку, что пассажир будет на месте встречи. По телефону легко сказать: «Ага, я приеду» и не приехать. Система решает сразу две проблемы: делает пользователей ответственнее друг перед другом и позволяет финансировать сервис. Пока мы не берем комиссию в стране, работа в ней не просто не приносит дохода, она стоит нам денег. В Европе комиссия — 12%, скорее всего, в России будет столько же.

— Но когда люди сначала получают что-то бесплатно, а потом вдруг оказываются должны за это же платить, они могут уйти в отказ.

Фредерик: В странах, где мы вводили эту систему, мы видели, что люди признают ее ценность: лучше заплатить комиссию, но знать, что поездка не сорвется. Без этой уверенности мы не можем вовлекать поколение за 40 или за 50: это молодой человек скорее рассмеется, если у него сорвутся планы, а в 40 тебе уже нужна система, на которую можно положиться. Так что, в конце концов, мы считаем, что от системы предоплаты все выигрывают.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera