СюжетыОбщество

Поехали! Вместе

Сервис BlaBlaCar объединяет людей в офлайне — в одной машине

Этот материал вышел в номере № 126 от 16 ноября 2015
Читать
Сервис BlaBlaCar объединяет людей в офлайне — в одной машине
Изображение

Сервис BlaBlaCar предлагает найти через интернет проверенного попутчика для междугородной поездки, который оплатит вам бензин, или «вписаться» в чужой автомобиль. Его используют больше 20 миллионов человек в 19 странах, в том числе уже почти два года в России. В нашей стране услуги сервиса оказались особенно востребованными: часто других способов добраться из одного города в другой просто не существует. Создатель BlaBlaCar, француз Фредерик Мазелла и руководитель проекта в России и на Украине Алексей Лазоренко рассказали, как они превратили езду автостопом в общественный институт.

— Для тех, кто никогда о вас не слышал, объясните, чем, собственно, занимается ваш сервис?

Фредерик: Все, что мы делаем, — просто заполняем свободные места в машинах. Я высчитывал — во Франции содержание машины стоит 5–6 тысяч евро в год. Бензин, ТО, страховка, платные дороги, разница между ценой покупки новой и ценой продажи старой машины. Во Франции 38 миллионов машин. 38 миллионов раз по 6 тысяч! Это 10% ВВП нашей страны. Смотрите (указывает за окно на запруженную машинами Большую Якиманку), все эти автомобили пустые, по одному человеку в каждой. Машины проводят 96% времени на парковке. Минус пробки, минус поиск этой парковки — итого 2,7% своей жизни машина непосредственно ездит. И это стоит нам 10% ВВП! Впервые в истории у нас есть идея, которая помогает всем — и водителям, и людям без машин — оптимизировать эти траты. Это совместное потребление.

У нас с Алексеем похожие истории, как эта идея пришла нам в голову. Я вел машину по хайвею в таком месте, где дорога идет параллельно с железнодорожными путями. И поезд, который шел рядом, был полон. То есть все эти люди заплатили по 100–150 евро, чтобы попасть в набитый поезд, хотя вот же, пустые машины едут рядом! Я просто увидел ресурс, который тратится впустую. А где пустая трата, там возможность.

Алексей: Когда стоишь в пробке и видишь, что в каждой машине сидит по одному человеку, а целая толпа людей ждет автобуса под дождем, понимаешь: что-то не так. В моей машине 140 лошадиных сил, четыре сиденья — только для одного меня. Мне стало ясно, что я не очень умно использую своих лошадей. Я стал искать в интернете способы поделиться поездкой. Оказалось, что их нет. Пришлось самим придумывать решение, так появился проект «Подорожники» (который позже слился с BlaBlaCar. — Н.З.).

Мне кажется, при текущей модели потребления мы рано или поздно столкнемся с глобальными проблемами. Нужно учиться потреблять более разумно. У меня есть любимый пример с дрелью. На протяжении всего срока службы дрель крутит сверлом всего 13 минут — а сколько пластмассы, металла, человеко-часов было затрачено, чтобы ее произвести! Это нерационально. Экономика совместного потребления устраняет эту нерациональность. BlaBlaCar — флагман этого движения в области транспорта, он учит людей потреблять разумнее.

— Вы, AirBnB, CouchSerfing и подобные сервисы, помогающие путешественникам находить друг друга, вместе строите новое общество?

Фредерик:Про новое общество пока рано говорить. Но да, мы создаем способ, с помощью которого человеку легко поделиться своей машиной, а заодно повстречать новых людей. По-умному используя интернет, мы сводим людей вместе. Интернет меняет поведение людей: теперь ответ на вопрос не нужно искать в книгах — его можно найти в поисковике за 10 секунд.

— Говорят, что интернет делает людей одинокими, мы все сидим, уткнувшись в смартфоны, и боимся поднять глаза друг на друга…

Фредерик: Мы доказываем обратное. Благодаря интернету, люди объединяются в офлайне, в одной машине.

— Откуда такой быстрый рост числа пользователей в России?

Фредерик: Похоже, некоторые ваши города вообще не связаны маршрутами поездов и другого транспорта. BlaBlaCar соединяет эти города. В России среднее расстояние переезда — 340 км, а в Европе меньше трехсот. Это, пожалуй, единственное принципиальное отличие.

Алексей: Ну да, если тебе нужно из одного маленького города в другой, с BlaBlaCar не придется ехать через Москву, как происходит с поездами. И еще, людям важно экономить — особенно сейчас. Выигрывает и водитель (получается сэкономить до 90% расходов на бензин), и пассажир.

Одни только автобусы и поезда не покрывают потребностей в междугородних поездках. По сравнению с Европой их интенсивность в России низкая: 75% всех поездок между городами в России совершаются именно на машине. Мы поняли, что это огромный потенциал, который пока не использовался эффективно.

— Кто эти люди, которые решаются на райдшеринг (совместную поездку)?

Фредерик: Когда мы начинаем работать в новой стране, сначала сервис осваивает молодежь. Средний возраст нашего российского пользователя — 28 лет. Но если посмотреть на страны, где сервис существует долго, например Францию, то в конце концов в сообщество попутчиков включаются все возраста. Половина тамошних пользователей — люди за 31. В перспективе наша целевая аудитория — вообще все. Всем же иногда нужно переезжать на расстояния в несколько сот километров. Но для использования нашего сервиса нужно уверенно себя чувствовать с компьютером или смартфоном — молодежь к этому привыкла. А когда родители видят, как дети легко и дешево путешествуют, начинают спрашивать: «Как ты туда съездил? А научи меня!»

Алексей: В моей семье так и было. Моя мама теперь часто ездит в гости к бабушке как пассажир BlaBlaCar, а отец ездит как водитель. В общем, мои усилия и объяснения возымели успех.

— А вы сами до сих пор им пользуетесь?

Фредерик: Да, регулярно. Моя семья живет в 500 километрах от Парижа, так что когда я еду к ним на выходные, я пользуюсь BlaBlaCar. Да, иногда еду на своей машине, но обычно я пассажир.

— И водители не догадываются, кто вы?

Фредерик: Последние два раза меня раскрыли. С одним водителем мы разговаривали о его бизнесе, и вдруг он говорит: «А я знаю, кто вы». «Откуда?» «На BlaBlaCar не так много людей, которые зарегистрировались в 2006-м». Это год нашего основания. Второй оказался журналистом, он узнал меня в лицо. Еще был водитель, который мне не поверил. Я люблю говорить о райдшеринге — иногда в машине люди просят сменить тему после моего получасового монолога. Я тогда объясняю — понимаете, это важно для меня, я ведь этот сервис и придумал. Обычно люди радовались, говорили спасибо. Но когда сервис разрастается, получает известность, почему-то становится трудно поверить, что его придумали обычные люди. И этот водитель говорит: «Ага, конечно, а я папа римский».

— Не было случаев, когда водитель нападал на пассажира? Или окажется, что водитель, к которому ты сел в машину, едет без прав…

Фредерик: Требования для пользования нашим сервисом способствуют доверию. Когда выбираешь поездку на сайте, видишь фото водителя, его рейтинг, и знаешь, что мы проверили его телефон и электронную почту. В странах, где уже есть возможность бронирования мест в машине, мы и банковские аккаунты проверяем. Так что это в разы безопаснее, чем любой «бомбила» или пассажир с улицы. В первые годы были неприятные случаи, но тогда у нас было меньше способов верифицировать пользователей.

— Когда вы начнете брать с водителей комиссию в России?

Алексей: Сначала опробуем режим бронирования — с 16 ноября он заработает на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Вы сможете не просто связаться с водителем, а забронировать место в машине и увидеть профили остальных пассажиров. Может быть, в конце 2016 года введем монетизацию по всей стране — так сервис сейчас работает в Европе.

Фредерик: Система бронирования приносит пользователям уверенность, что водитель не отменит поездку, что пассажир будет на месте встречи. По телефону легко сказать: «Ага, я приеду» и не приехать. Система решает сразу две проблемы: делает пользователей ответственнее друг перед другом и позволяет финансировать сервис. Пока мы не берем комиссию в стране, работа в ней не просто не приносит дохода, она стоит нам денег. В Европе комиссия — 12%, скорее всего, в России будет столько же.

— Но когда люди сначала получают что-то бесплатно, а потом вдруг оказываются должны за это же платить, они могут уйти в отказ.

Фредерик: В странах, где мы вводили эту систему, мы видели, что люди признают ее ценность: лучше заплатить комиссию, но знать, что поездка не сорвется. Без этой уверенности мы не можем вовлекать поколение за 40 или за 50: это молодой человек скорее рассмеется, если у него сорвутся планы, а в 40 тебе уже нужна система, на которую можно положиться. Так что, в конце концов, мы считаем, что от системы предоплаты все выигрывают.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow