Сюжеты

Владимир Федосеев берет реванш за Большой театр

В этом сезоне Большой симфонический оркестр (БСО)отмечает свое 85-летие

Фото: «Новая газета»

Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

 

В этом сезоне Большой симфонический оркестр (БСО)отмечает свое 85-летие

Мрачная история с самой светлой оперой Чайковского «Иоланта» до сих пор так и не прояснена. Дирижер Владимир Федосеев, предложивший Большому театру соединить в один вечер «Иоланту» с сюитой из «Щелкунчика», накануне премьеры отказался в ней участвовать (см. «Новую газету», № 116 от 21.10.2015). На вопрос корреспондента «Новой» отнекивался: «Только не о Большом!»; директор же театра громко заявил о нездоровье выдающегося маэстро. Однако на следующий день в филармоническом Концертном зале им. Чайковского под управлением Федосеева прозвучала энергичная программа к 100-летию Георгия Свиридова. Но и это было не всё.

Владимир Иванович руководит Большим симфоническим оркестром с 1974 года с результатами впечатляющими. В этом сезоне БСО отмечает 85-летие создания, его роскошные программы звучат и в Москве, и за рубежом. Не знаю, как там, но столичные выступления федосеевцев посещаются самой демократичной публикой — этот принцип общедоступности соблюдается с тех времен, когда истовым меломанам вдруг стали не по карману концерты, часто составляющие чуть ли не суть их жизни.

Георгий Свиридов — наряду с Чайковским — любимейший, коронный композитор Федосеева. Как сложен и противоречив был Свиридов, свидетельствуют его дневники, выпущенные «Молодой гвардией» в 2002 году («Музыка как судьба»). В полуцензурных выражениях он высказался о великих поэтах, музыкантах, режиссерах — о Маяковском, Пастернаке, Мандельштаме, Ахматовой, Покровском, Шостаковиче… Невозможно было в это поверить. То есть оказался он настолько не прост, что даже и сам Федосеев заметил недавно: мол, наверное, не надо было записи Свиридова печатать.

Но вот неразрешимый вопрос: соотносить ли гения (литературы ли, музыки, живописи) с его взглядами? Например, какой частью музыки Вагнера мы готовы пожертвовать, чтобы только не знать его взглядов? Свиридовские дневники произвели такой «фурор», что его практически перестали исполнять! Да и сейчас, с приближением его декабрьского юбилея, концертов не намного больше.

Федосеев же слышит в его музыке рвущуюся ввысь цельную силу духа при всех человеческих страданиях, а лирическим мелодиям придает до мурашек пронзительную искренность.

Концерт шел под грифом «Всероссийский виртуальный концертный зал» и транслировался на видеоэкраны многих филармоний. Музыка сплошь узнаваемая: финал из сюиты «Время, вперед!» (из которой взята заставка к советской программе «Время»), «Маленький триптих» и «Метель» — музыкальные иллюстрации к повести Пушкина (возникшие из музыки к фильму Басова).

Оркестр Федосеева помимо прочего изумил цельностью звучания. Тем, что дирижер сам больше всего ценит и чего добивался много лет: особым звуком, издаваемым будто одним мощным инструментом. Вот почему получилось, что композитор ударил точно в цель. Впору было оплакивать свою многострадальную страну. Вспомнилось даже, как после развала СССР искали новый гимн, и одна инициативная группа предложила тему «Романса» из «Метели». Кто знает: был бы такой гимн принят, может, и жизнь пошла бы иначе, без фальшивого бодрячка.

Прошла еще пара дней — и начались концерты федосеевцев к 175-летию Чайковского: Шестая симфония и Скрипичный концерт сначала для студентов в МГУ, потом в консерватории. 11 ноября в Клину исполнили сохранившиеся и восстановленные фрагменты ранней оперы Чайковского «Ундина» и сюиту из «Лебединого озера». 14-го эта программа прозвучала в Московской филармонии.

И здесь, как и в «Иоланте» в Большом, интересна была идея родства разных сочинений Чайковского. За «Ундину» композитор брался несколько лет, но в конце концов уничтожил ее. Несколько фрагментов сохранилось. Интродукцию он применил в начале музыки к «Снегурочке»; «Марш» пригодился для Второй симфонии.

Но основной эффект вечера заключался в том, что тема роскошного дуэта Ундины и кающегося рыцаря (Анна Аглатова и Алексей Татаринцев) — легла в основу одной из самых известных и трогательных мелодий «Лебединого озера». И когда во втором отделении зазвучала составленная самим Федосеевым сюита из музыки «Лебединого озера», разгоряченная публика хлопала после каждого номера. Вот такой изысканный музыкальный вкус дирижера, ненавязываемое просветительство, перфекционизм в исполнении сегодня мало знает себе равных.

Изумительные соло первой скрипки Михаила Шестакова, виолончели — 25-летнего Федора Землеруба, невероятное пианиссимо арфистки Эмилии Москвитиной, с другой стороны, эта гигантская звуковая мощь полного оркестра — производит ли на нас такое впечатление оркестр первого театра страны? А ведь там тоже первоклассные музыканты, обидно не поработавшие с Федосеевым, который после недавнего скандала демонстрировал свое великое мастерство и дирижерскую волю больше, чем прошло премьерных спектаклей «Иоланты».

 

P.S. Спектакли «Иоланты» под управлением Владимира Федосеева на исторической сцене Большого театра предварительно назначены на 8—10 января.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera