СюжетыКультура

Владимир Федосеев берет реванш за Большой театр

В этом сезоне Большой симфонический оркестр (БСО)отмечает свое 85-летие

В этом сезоне Большой симфонический оркестр (БСО)отмечает свое 85-летие

Мрачная история с самой светлой оперой Чайковского «Иоланта» до сих пор так и не прояснена. Дирижер Владимир Федосеев, предложивший Большому театру соединить в один вечер «Иоланту» с сюитой из «Щелкунчика», накануне премьеры отказался в ней участвовать (см. «Новую газету», № 116 от 21.10.2015).На вопрос корреспондента «Новой» отнекивался: «Только не о Большом!»; директор же театра громко заявил о нездоровье выдающегося маэстро. Однако на следующий день в филармоническом Концертном зале им. Чайковского под управлением Федосеева прозвучала энергичная программа к 100-летию Георгия Свиридова. Но и это было не всё.

Владимир Иванович руководит Большим симфоническим оркестром с 1974 года с результатами впечатляющими. В этом сезоне БСО отмечает 85-летие создания, его роскошные программы звучат и в Москве, и за рубежом. Не знаю, как там, но столичные выступления федосеевцев посещаются самой демократичной публикой — этот принцип общедоступности соблюдается с тех времен, когда истовым меломанам вдруг стали не по карману концерты, часто составляющие чуть ли не суть их жизни.

Георгий Свиридов — наряду с Чайковским — любимейший, коронный композитор Федосеева. Как сложен и противоречив был Свиридов, свидетельствуют его дневники, выпущенные «Молодой гвардией» в 2002 году («Музыка как судьба»). В полуцензурных выражениях он высказался о великих поэтах, музыкантах, режиссерах — о Маяковском, Пастернаке, Мандельштаме, Ахматовой, Покровском, Шостаковиче… Невозможно было в это поверить. То есть оказался он настолько не прост, что даже и сам Федосеев заметил недавно: мол, наверное, не надо было записи Свиридова печатать.

Но вот неразрешимый вопрос: соотносить ли гения (литературы ли, музыки, живописи) с его взглядами? Например, какой частью музыки Вагнера мы готовы пожертвовать, чтобы только не знать его взглядов? Свиридовские дневники произвели такой «фурор», что его практически перестали исполнять! Да и сейчас, с приближением его декабрьского юбилея, концертов не намного больше.

Федосеев же слышит в его музыке рвущуюся ввысь цельную силу духа при всех человеческих страданиях, а лирическим мелодиям придает до мурашек пронзительную искренность.

Концерт шел под грифом «Всероссийский виртуальный концертный зал» и транслировался на видеоэкраны многих филармоний. Музыка сплошь узнаваемая: финал из сюиты «Время, вперед!» (из которой взята заставка к советской программе «Время»), «Маленький триптих» и «Метель» — музыкальные иллюстрации к повести Пушкина (возникшие из музыки к фильму Басова).

Оркестр Федосеева помимо прочего изумил цельностью звучания. Тем, что дирижер сам больше всего ценит и чего добивался много лет: особым звуком, издаваемым будто одним мощным инструментом. Вот почему получилось, что композитор ударил точно в цель. Впору было оплакивать свою многострадальную страну. Вспомнилось даже, как после развала СССР искали новый гимн, и одна инициативная группа предложила тему «Романса» из «Метели». Кто знает: был бы такой гимн принят, может, и жизнь пошла бы иначе, без фальшивого бодрячка.

Прошла еще пара дней — и начались концерты федосеевцев к 175-летию Чайковского: Шестая симфония и Скрипичный концерт сначала для студентов в МГУ, потом в консерватории. 11 ноября в Клину исполнили сохранившиеся и восстановленные фрагменты ранней оперы Чайковского «Ундина» и сюиту из «Лебединого озера». 14-го эта программа прозвучала в Московской филармонии.

И здесь, как и в «Иоланте» в Большом, интересна была идея родства разных сочинений Чайковского. За «Ундину» композитор брался несколько лет, но в конце концов уничтожил ее. Несколько фрагментов сохранилось. Интродукцию он применил в начале музыки к «Снегурочке»; «Марш» пригодился для Второй симфонии.

Но основной эффект вечера заключался в том, что тема роскошного дуэта Ундины и кающегося рыцаря (Анна Аглатова и Алексей Татаринцев) — легла в основу одной из самых известных и трогательных мелодий «Лебединого озера». И когда во втором отделении зазвучала составленная самим Федосеевым сюита из музыки «Лебединого озера», разгоряченная публика хлопала после каждого номера. Вот такой изысканный музыкальный вкус дирижера, ненавязываемое просветительство, перфекционизм в исполнении сегодня мало знает себе равных.

Изумительные соло первой скрипки Михаила Шестакова, виолончели — 25-летнего Федора Землеруба, невероятное пианиссимо арфистки Эмилии Москвитиной, с другой стороны, эта гигантская звуковая мощь полного оркестра — производит ли на нас такое впечатление оркестр первого театра страны? А ведь там тоже первоклассные музыканты, обидно не поработавшие с Федосеевым, который после недавнего скандала демонстрировал свое великое мастерство и дирижерскую волю больше, чем прошло премьерных спектаклей «Иоланты».

P.S. Спектакли «Иоланты» под управлением Владимира Федосеева на исторической сцене Большого театра предварительно назначены на 8—10 января.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow