РасследованияПолитика

Остается узнать, как бомба попала на борт самолета

Российские власти признали, что причиной крушения А321 был теракт

Этот материал вышел в номере № 127 от 18 ноября 2015
Читать
Российские власти признали, что причиной крушения А321 был теракт
Фото: AP / TASS
Фото: AP / TASS

18 дней ушло у российских властей на то, чтобы решиться произнести это слово — «теракт», применительно к крушению А321 на Синайском полуострове. Катастрофа случилась 31 октября и унесла жизни 224 человек. В первую же неделю появилось много косвенных признаков того, что причиной трагедии стал взрыв на борту. Один из них — совместное решение ФСБ, правительства и президента о запрете полетов в Египет. Но 16 ноября Владимир Путин заявил, что по-прежнему рассматриваются все версии крушения, а уже на следующий день директор ФСБ Александр Бортников на совещании у президента сообщил: обнаружены следы взрывчатого вещества, катастрофа произошла из-за самодельного взрывного устройства мощностью около 1 килограмма в тротиловом эквиваленте. Федеральная служба безопасности объявила о награде за помощь в поимке террористов в 50 миллионов долларов.

Пока до конца не ясно, как бомба попала на борт самолета. Вначале предполагали, что взрывное устройство могло находиться в багаже кого-то из пассажиров — именно поэтому чемоданы российских и британских туристов (подданных Великобритании начали эвакуировать еще в первые дни после крушения) возвращались на родину отдельно от своих владельцев. Но вчера агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники в египетских спецслужбах сообщило о том, что задержаны два сотрудника аэропорта Шарм-эль-Шейха, которых подозревают в оказании помощи в закладке взрывного устройства на борту A321. Однако министерство внутренних дел Египта опровергает эту информацию.

«Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем», — сказал Путин о террористах. Но при этом добавил: «Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних».

Причина, однако, есть — и после парижских терактов она становится все более очевидной. Это военная операция в Сирии, это война, объявленная террористами всему миру.

Комментарий

Авиаэксперт Вадим ЛУКАШЕВИЧ: «Запретив полеты в Египет, мы расписались в своей импотенции»

— Изначально была техническая версия крушения, потом наряду с этим начали обсуждать и взрыв, затем взрыв стал одной из основных версий, потом — основной. Но теперь это не версия. Версия стала фактом. Доказанным фактом.

Подтверждением теракта может служить только обнаружение обломков взрывного устройства или следов взрывчатки. Так что обнаружение взрывчатых веществ в смывах и соскобах с обломков А321 — это единственное неопровержимое свидетельство теракта.

О том, что это был взрыв, можно было предполагать давно — по косвенным признакам: по характеру разрушения самолета, по элементам конструкции со следами поражающих элементов, по данным черных ящиков — я имею в виду обрыв записи… Так что даже если следов взрывчатки не было бы обнаружено, это вовсе не доказывало бы, что взрыва не было.

Фактически глава ФСБ Бортников озвучил то, что все и так знали. Если бы власти не считали, что это теракт, они не стали бы запрещать полеты в Египет, возвращать пассажиров отдельно от багажа и прочее.

Что касается запрета полетов… Я отношусь к тем людям, которые сами для себя оценивают степень безопасности или опасности того или иного места. Нельзя доходить до абсурда. Правильный пример привел один из создателей «ВКонтакте» Дуров: давайте запретим слова — ими ведь тоже пользуются террористы. Мы с таким же успехом сейчас можем запретить все полеты в ОАЭ или в Турцию — это ведь мусульманские страны. И Дума уже прорабатывает вопрос о запрете полетов россиян в Европу… Ну это же бред! У нас масса людей, которые имеют там семьи, недвижимость, у которых там дети учатся. Это их риски, пусть они сами решают. Иначе придется много чего запретить — автомобили, например: в автокатастрофах гибнет гораздо больше, чем в терактах или авиакатастрофах. Запрещать всегда проще, чем нормально работать.

К сожалению, в этой теме слишком много политиканства. Службы безопасности должны обеспечить максимально возможные безопасные условия полета, а лететь или не лететь — выбор каждого. Запретив полеты в Египет, мы расписались в своей импотенции: мы не можем обеспечить безопасность, и при этом провоцируем теракты операцией в Сирии.

После терактов 11 сентября США заключили соглашения со всеми зарубежными аэропортами, чтобы пассажиры, которые вылетают в Америку, проходили особый — тотальный — досмотр. То же касалось их багажа. Мне кажется, что такие меры адекватнее — выставить требования, условия, а если они не будут соблюдаться, вот только тогда запрещать.

Записала Зинаида БУРСКАЯ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow