Сюжеты

Граждане, поберегите силы! А страна побережет деньги

Понятна спешка с принятием закона, разрешающего Конституционному суду РФ признавать неисполнимыми решения международных судов

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 128 от 20 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Борис Вишневскийобозреватель

Понятна спешка с принятием закона, разрешающего Конституционному суду РФ признавать неисполнимыми решения международных судов

Проект внесен в Госдуму представителями всех четырех фракций: единороссом Владимиром Плигиным, коммунистом Василием Лихачевым, «эсером» Михаилом Емельяновым и жириновцем Алексеем Диденко. Компанию им составил сенатор Андрей Клишас (автор многих предложений о «закручивании гаек»).

Опираются перечисленные законотворцы на решение КС от 14 июля 2015 года, где было установлено, что решения Европейского суда по правам человека будут исполняться лишь с учетом «верховенства Конституции РФ», причем проверять, выполняется ли это условие, будет сам Конституционный суд.

Собственно, еще тогда стало ясно, что российские власти ускоренными темпами создают механизм, позволяющий не исполнять неприятные для них решения Страсбургского суда.

И делают это после решения по «делу ЮКОСа» и в тревожном ожидании обсуждения вопросов о «присоединении» Крыма и конфискации украинской собственности (вердикт по этим делам предвидеть нетрудно)…

Как отмечают авторы в пояснительной записке, они лишь стремятся создать «специальный правовой механизм» разрешения Конституционным судом вопроса о возможности или невозможности «с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ» исполнить вынесенное по жалобе против России постановление «межгосударственного органа по защите прав человека».

Если КС решит, что «в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению» это постановление «основано на положениях международного договора РФ в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ», он принимает решение о «невозможности исполнения». В этом случае «какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься)».

По сути, Конституционному суду дается право решать, какие из вердиктов международных судов (где российские граждане добиваются защиты своих прав, нарушенных российским государством) исполнять, а какие — нет.

Это, как, видимо, рассчитывают авторы проекта, во многом лишает смысла обращения в тот же ЕСПЧ за защитой: зачем тратить годы (рассмотрение в Страсбурге редко бывает быстрым) и силы, если потом исполнение решения будет заблокировано? А в том, что при наличии высочайшей воли КС сможет отыскать «расхождения с Конституцией», сомнений нет никаких. Значит, меньше будет попыток обратиться в ЕСПЧ по делам о конфискации собственности или фальсификациям на выборах, о запрете митингов и нарушениях свободы слова.

Поэтому понятна та спешка, с которой в Думе стремятся принять проект: уже 1 декабря пройдет первое чтение. И понятен административный восторг сенатора Клишаса, мол, это «позволит оперативно реагировать на необоснованные претензии к Российской Федерации, которые зачастую политически мотивированы».

Ну конечно же, если верить Кремль-ТВ и пресс-службе МИДа — все решения по делам, проигранным Россией в международных судах, обязательно «политически мотивированы». Не представляют себе люди, что суд может принять решение по закону — оно может быть только «мотивировано»…

Толку, впрочем, от всего этого будет не так много, как надеются «охранители», и вот почему.

Есть такая 46-я статья Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (конвенция ратифицирована Россией), где совершенно однозначно установлена обязанность подписавших ее стран «исполнять окончательные постановления Европейского суда по правам человека по любому делу, в котором они выступают сторонами». И без какой-либо возможности выяснять, не расходится ли исполнение постановления ЕСЧП с национальной конституцией.

Поэтому за пределами России никакие постановления КС, выясняющие, не имеется ли указанных «расхождений», не будут иметь никакой юридической силы и вообще никого не будут интересовать. Иначе говоря, если в «расходящемся с Конституцией РФ» (по мнению КС) постановлении ЕСПЧ будет идти речь о материальных претензиях к России — будут арестовывать российское имущество без малейшего стеснения.

Избежать такого развития событий можно только одним путем: «разойтись» с европейским правосудием, выйдя из Совета Европы.

Пока, судя по всему, российские власти на этот шаг не решаются.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera