СюжетыОбщество

Четвероклассников по всей стране проверят на грамотность

Минобрнауки уверено: единая проверка поможет определить «образовательную траекторию» детей. Где логика?

Этот материал вышел в номере № 129 от 23 ноября 2015
Читать
Минобрнауки уверено: единая проверка поможет определить «образовательную траекторию» детей. Где логика?

По сообщению Минобрнауки, 1, 3 и 8 декабря этого года всех четвероклассников проверят. 800 тысяч детей из 21 тысячи школ России напишут Всероссийские проверочные работы. 1 декабря — диктант, 3 декабря — еще 16 заданий по русскому языку и 8 декабря — 12 заданий по математике.

Варианты заданий подготовлены по часовым поясам. В будущем планируется проводить такие работы по итогам каждого учебного года: в 2016 году — для 4-х классов, в 2017 году — для 4-х и 5-х классов и так далее.

Как говорится в пресс-релизе Минобрнауки: «Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей». И еще: «Проведение Всероссийских проверочных работ послужит развитию единого образовательного пространства в РФ».

Если бы мы услышали, что Рособрнадзор планирует в декабре проверить во всех школах России соблюдение «стандартов на условия», — пожалуй, это могло бы изменить ситуацию в школах. Именно условия — кадровые, финансовые, материально-технические, — по мнению авторов новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), — это и есть самое важное для работы всех образовательных учреждений. Хотя и здесь надежда на улучшение сомнительная: проверять начнут низшее звено — школы, и наказывать станут директоров. Ну не федеральные же, региональные и муниципальные системы управления образования, которые практически повсеместно создают элитные школы (где соблюдаются стандарты на условия), а остальным учебным заведениям не выделяют деньги ни на ремонт, ни на оборудование?

Если бы начали проверять у четвероклассников личностные и надпредметные результаты, оценивать индивидуальные достижения — учителя, школьники и родители поверили бы в серьезность ФГОС и в победу компетентностного подхода… Но это оценивать трудно, сложно такую проверку организовать, да и наказывать детей за то, что они по-разному видят мир, как-то странно. Не ругать же самих себя за то, что ввели новые стандарты, но оставили старую, не соответствующую им классно-урочную систему?!

В то, что контрольные будут проводиться для «определения образовательных траекторий», ни один педагог, ни один родитель, ни один школьник не поверит. Потому что, если ребенка учат по индивидуальной образовательной траектории, он вовсе не обязан уметь решать одинаковые для всей страны задачи. Индивидуальное не может сравниваться с общим.

А вот управленческая вертикаль после проведения этих контрольных заработает с удвоенной силой: начнет сравнивать регионы-округа-школы по степени успешности выполнения заданий; учителя станут угрожать школьникам двойками в конце учебного года и требовать невозможного — одинаково освоить учебную программу по предметам — стать одинаковыми.

Особенно трудно будет самым незащищенным школьникам — детям с хроническими заболеваниями. О том, что они борются с болезнью и жестокостью окружающего мира, что, вполне вероятно, за три прошедших с начала учебного года месяца два из них провели в больнице, а один — восстанавливались, не вспомнит никто. Работать с такими детьми можно и нужно только индивидуально, откликаясь на интересы ребенка, создавая ситуации успешности, радости познания. А вот общие контрольные большинство из них напишут плохо.

Ничего не изменится… к лучшему.

Ольга Леонтьева, к.п.н., лауреат премии президента РФ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow