Сюжеты

Митинг на бензобаке

Акция петербургских дальнобойщиков «Улитка» с окраины города переехала к стенам Смольного

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 27 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алиса Кустиковашеф-редактор сайта «Новой газеты» в Петербурге

Акция петербургских дальнобойщиков «Улитка» с окраины города переехала к стенам Смольного


Акция питерских дальнобойщиков
Фото автора

От редакции

По масштабу и остроте протесты дальнобойщиков, не готовых разоряться в угоду «Платону», уже стали политическим явлением для всей страны. Системных решений пока никто не предлагает. Минтранс и Росавтодор едва ли не каждый день корректируют расценки и размеры штрафов, парламентарии, соревнуясь, вносят проекты о моратории на «Платона», коммунисты заявляют о том, что организацией всероссийской забастовки займется их партия, губернаторы и мэры вынуждены лицом к лицу разговаривать с трудягами «на земле».

Но мы считаем, что это проблема федерального уровня и решать ее должен премьер-министр. Именно в компетенции правительства многочисленные инициативы последнего времени, ориентированные на облегчение наших карманов: это не только «Платон», но и торговые (по)сборы, и обязательные взносы на капремонт…

«Новая газета» адресовала все эти вопросы непосредственно Дмитрию Медведеву, на имя которого мы направили официальный запрос. И очень рассчитываем на ответ, который важен для всей страны.

В десять утра у метро «Проспект Ветеранов» меня встречает Олег Крутских. Перед тем как стать индивидуальным предпринимателем, он десять лет сам отрулил на грузовиках. Олег, как и сотни петербургских дальнобойщиков, 24 ноября присоединился к акции протеста против системы «Платон». В этот день водители бастовали по всей стране — от Красноярска до Петербурга.

В Петербурге больше 300 большегрузов весь день ползли как улитки по Московскому шоссе и Софийской улице. За сутки водители провели «митинг на бензобаке», организовали два народных схода и доехали до Смольного.

В колонне несколько грузовиков Олега. Сам он едет на джипе. Так проще отслеживать передвижение колонны дальнобойщиков. Решение о том, как действовать 24 ноября, дальнобойщики принимали сообща. Помимо Олега, во главе протеста встала группа перевозчиков-предпринимателей — около десятка человек.

На обочине зябко. Машины покрыты изморозью. Кто-то спешно допивает утренний кофе — ночь водители провели в машинах. «Братаны, поехали!» — раздается в голове колонны.

Скорость — пять километров в час. Многокилометровая улитка из сотен автомобилей, которая ползет по шоссе, вполне может заблокировать движение, создав в городе транспортный коллапс. Но акция 24 ноября — скорее игра мускулами. И предупреждение властям.

Не реже километровых столбиков на обочине стоят инспекторы ГАИ. ПДД никто не нарушает, поэтому водителей штрафуют по мелочи — кого за грязные номера, кого — за то, что фара не горит. Но всякий раз, когда гаишники останавливают кого-то из водителей, останавливается вся колонна. Чтобы не разрывать цепь.

Минтранс утверждает: через «Платон» будут собираться деньги на ремонт дорог. Вопрос, куда пойдут деньги, мужики обсуждают особенно живо — все они уже прочитали, что сбором средств с дальнобойщиков займется компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну друга Владимира Путина. За оказание услуг оператора структура Ротенберга получит миллиардные прибыли.

Дальнобойщики заявляют: с «Платоном» они будут попросту уничтожены.

— Если закон не отменят, придется разбирать машины на запчасти, — честно говорит дальнобойщик и индивидуальный предприниматель Александр Лицкевич. — Я хочу работать. Уберите «Платон» — поеду в рейс.

Перед лицом «Платона» дальнобойщики едины.

—  95 процентов моих товарищей стоят в забастовке — грузов не берут, — говорит индивидуальный предприниматель Станислав Иванов. — Заплатим любые штрафы, но своего добьемся.

К часу дня фуры доползли до Софийской улицы. По обочине идут дальнобойщики из второй группы. На месте слияния двух колонн возник стихийный митинг — без транспарантов, растяжек и лозунгов.

Один из водителей, забравшись на площадку большегруза и встав прямо на бензобак, кричит в мегафон: «Им наплевать на нас — они задачу поставили себе карманы набить. Наши требования простые — мы не политикой занимаемся. Мы занимаемся работой. Система «Платон» нашу работу задушит!»

Толпа поддержала оратора ободряющими возгласами. Тут же родился план акции — колонна по КАД должна проползти до Октябрьской набережной, а оттуда проследовать к Смольному.

На полпути к Смольному на связь с дальнобойщиками внезапно вышли городские чиновники. По словам петербургского экс-депутата Сергея Гуляева, в 16.00 к организаторам акции обратился заместитель вице-губернатора Николай Бондаренко, который сообщил, что готов встретиться с лидерами дальнобойного протеста в Комитете по благоустройству в самом центре города, на Караванной улице.

Встреча была назначена на 18.00 — оставалось два часа. Колонна дальнобойщиков двинулась в сторону города. Миновав КАД и проехав по Октябрьской набережной, почти шестьдесят большегрузов выстроились у моста Петра Великого. Организаторы на легковушках рванули было к Караванной, но на пути встали инспекторы ГАИ, заявившие, что колонну организаторов к комитету не пустят: машины создадут затор у Невского проспекта. Тут на принцип пошли сами организаторы, заявившие, что в таком случае проведут мирный сход у Смольного на площади Пролетарской Диктатуры. А вице-губернатор, если желает встретиться с людьми, пусть приезжает сам. Дальнобойщики час простояли у здания правительства. Бондаренко не приехал.

— Нас кинули. В который раз, — возмущенно констатировали участники акции и разъехались по домам.

Впрочем, ненадолго: 29 ноября петербургская колонна намерена присоединиться к всероссийской акции протеста. До Москвы поедут с нормальной скоростью, а там встанут улиткой на северной стороне МКАД.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera