Сюжеты

Митинг на бензобаке

Акция петербургских дальнобойщиков «Улитка» с окраины города переехала к стенам Смольного

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 27 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алиса Кустиковашеф-редактор сайта «Новой газеты» в Петербурге

 

Акция петербургских дальнобойщиков «Улитка» с окраины города переехала к стенам Смольного


Акция питерских дальнобойщиков
Фото автора

От редакции

По масштабу и остроте протесты дальнобойщиков, не готовых разоряться в угоду «Платону», уже стали политическим явлением для всей страны. Системных решений пока никто не предлагает. Минтранс и Росавтодор едва ли не каждый день корректируют расценки и размеры штрафов, парламентарии, соревнуясь, вносят проекты о моратории на «Платона», коммунисты заявляют о том, что организацией всероссийской забастовки займется их партия, губернаторы и мэры вынуждены лицом к лицу разговаривать с трудягами «на земле».

Но мы считаем, что это проблема федерального уровня и решать ее должен премьер-министр. Именно в компетенции правительства многочисленные инициативы последнего времени, ориентированные на облегчение наших карманов: это не только «Платон», но и торговые (по)сборы, и обязательные взносы на капремонт…

«Новая газета» адресовала все эти вопросы непосредственно Дмитрию Медведеву, на имя которого мы направили официальный запрос. И очень рассчитываем на ответ, который важен для всей страны.

В десять утра у метро «Проспект Ветеранов» меня встречает Олег Крутских. Перед тем как стать индивидуальным предпринимателем, он десять лет сам отрулил на грузовиках. Олег, как и сотни петербургских дальнобойщиков, 24 ноября присоединился к акции протеста против системы «Платон». В этот день водители бастовали по всей стране — от Красноярска до Петербурга.

В Петербурге больше 300 большегрузов весь день ползли как улитки по Московскому шоссе и Софийской улице. За сутки водители провели «митинг на бензобаке», организовали два народных схода и доехали до Смольного.

В колонне несколько грузовиков Олега. Сам он едет на джипе. Так проще отслеживать передвижение колонны дальнобойщиков. Решение о том, как действовать 24 ноября, дальнобойщики принимали сообща. Помимо Олега, во главе протеста встала группа перевозчиков-предпринимателей — около десятка человек.

На обочине зябко. Машины покрыты изморозью. Кто-то спешно допивает утренний кофе — ночь водители провели в машинах. «Братаны, поехали!» — раздается в голове колонны.

Скорость — пять километров в час. Многокилометровая улитка из сотен автомобилей, которая ползет по шоссе, вполне может заблокировать движение, создав в городе транспортный коллапс. Но акция 24 ноября — скорее игра мускулами. И предупреждение властям.

Не реже километровых столбиков на обочине стоят инспекторы ГАИ. ПДД никто не нарушает, поэтому водителей штрафуют по мелочи — кого за грязные номера, кого — за то, что фара не горит. Но всякий раз, когда гаишники останавливают кого-то из водителей, останавливается вся колонна. Чтобы не разрывать цепь.

Минтранс утверждает: через «Платон» будут собираться деньги на ремонт дорог. Вопрос, куда пойдут деньги, мужики обсуждают особенно живо — все они уже прочитали, что сбором средств с дальнобойщиков займется компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну друга Владимира Путина. За оказание услуг оператора структура Ротенберга получит миллиардные прибыли.

Дальнобойщики заявляют: с «Платоном» они будут попросту уничтожены.

— Если закон не отменят, придется разбирать машины на запчасти, — честно говорит дальнобойщик и индивидуальный предприниматель Александр Лицкевич. — Я хочу работать. Уберите «Платон» — поеду в рейс.

Перед лицом «Платона» дальнобойщики едины.

—  95 процентов моих товарищей стоят в забастовке — грузов не берут, — говорит индивидуальный предприниматель Станислав Иванов. — Заплатим любые штрафы, но своего добьемся.

К часу дня фуры доползли до Софийской улицы. По обочине идут дальнобойщики из второй группы. На месте слияния двух колонн возник стихийный митинг — без транспарантов, растяжек и лозунгов.

Один из водителей, забравшись на площадку большегруза и встав прямо на бензобак, кричит в мегафон: «Им наплевать на нас — они задачу поставили себе карманы набить. Наши требования простые — мы не политикой занимаемся. Мы занимаемся работой. Система «Платон» нашу работу задушит!»

Толпа поддержала оратора ободряющими возгласами. Тут же родился план акции — колонна по КАД должна проползти до Октябрьской набережной, а оттуда проследовать к Смольному.

На полпути к Смольному на связь с дальнобойщиками внезапно вышли городские чиновники. По словам петербургского экс-депутата Сергея Гуляева, в 16.00 к организаторам акции обратился заместитель вице-губернатора Николай Бондаренко, который сообщил, что готов встретиться с лидерами дальнобойного протеста в Комитете по благоустройству в самом центре города, на Караванной улице.

Встреча была назначена на 18.00 — оставалось два часа. Колонна дальнобойщиков двинулась в сторону города. Миновав КАД и проехав по Октябрьской набережной, почти шестьдесят большегрузов выстроились у моста Петра Великого. Организаторы на легковушках рванули было к Караванной, но на пути встали инспекторы ГАИ, заявившие, что колонну организаторов к комитету не пустят: машины создадут затор у Невского проспекта. Тут на принцип пошли сами организаторы, заявившие, что в таком случае проведут мирный сход у Смольного на площади Пролетарской Диктатуры. А вице-губернатор, если желает встретиться с людьми, пусть приезжает сам. Дальнобойщики час простояли у здания правительства. Бондаренко не приехал.

— Нас кинули. В который раз, — возмущенно констатировали участники акции и разъехались по домам.

Впрочем, ненадолго: 29 ноября петербургская колонна намерена присоединиться к всероссийской акции протеста. До Москвы поедут с нормальной скоростью, а там встанут улиткой на северной стороне МКАД.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera