СюжетыКультура

Террариум Гребенщикова, тапки Псоя и шахматы холодной войны

Афиша. 27 ноября — 11 декабря

Этот материал вышел в номере № 131 от 27 ноября 2015
Читать
Афиша. 27 ноября — 11 декабря

«Террариум» — группа, которой нет. Это виртуальный проект, псевдоним «Аквариума» и его друзей. Под этим именем в 2000-м был записан абсурдистский «Пятиугольный грех», концептуальная работа, больше всего напоминающая по музыке и подходу поздних «Битлз». «3=8» — вторая серия, созданная спустя 15 лет и немного другим составом. Еще более смелый эксперимент, совершенно не стесненный рамками жанра. Добавились Шевчук, Леонид Федоров, Евгений Федоров и композитор Антон Батагов.

Помимо прекрасной и странной музыки, это еще и пример взаимопомощи музыкантов. В аннотации к альбому БГ пишет: «Легендарному Анатолию (Джорджу) Гуницкому, музыканту, поэту, прозаику, драматургу и одному из основателей группы «Аквариум», сейчас очень нужна помощь. Анатолий Августович серьезно болен, и на его лечение необходимы деньги. Акция в его поддержку продлится три недели и завершится 8 декабря».

А вот что говорит сам Гуницкий: «Это песни на мои стихи разных лет. Есть написанные в этом веке, а есть в прошлом. Есть опубликованные, а есть и никому не известные. Название взято из нашей с БГ «Теории всеобщих явлений», придуманной в ранней юности. Больше всего в альбоме мне нравится «Не возвращаясь к тишине» Жени Федорова. Но и другие очень симпатично вышли, мне кажется».

А еще «3=8» — последняя работа клавишника «Аквариума» Бориса Рубекина, его не стало 1 ноября. Он играл в группе с 1998 года.

Альбом записывали около 9 месяцев. За это время произошло еще одно событие, связанное с «Аквариумом». На днях вышел в прокат фильм «Иерей-сан», русский боевик на японско-православную тему. В качестве автора песен в титрах значится Борис Гребенщиков. В главных ролях: Иван Охлобыстин, Петр Мамонов и американский японец Кэри-Хироюки Тагава. В этом тоже есть что-то от абсурдистских стихов Гуницкого.

Бродячий филолог и шансонье Псой Короленко — о предстоящих концертах, новой книге и новом альбоме, работа над которым уже идет:

— «Подснежные тапки» — песня одного из моих любимых французских исполнителей, композитора и поэта Ги Беара. Песня Ги Беара называется в оригинале Les Souliers, в русском переводе на советской грампластинке фирмы «Мелодия» это «Туфельки», еще, наверное, можно сказать «башмачки». Но в нашем совместном с Ольгой Чикиной переводе это уже «тапочки», предмет домашней, бытовой мистики, странный не только под снегом, но даже на снегу. Больше ничего про эту песню не скажу, иначе будет «спойлер». Но в программе не только такие вещи, как «Тапки», большая часть из которых переводы. Будут и комические куплеты, жанр, в котором я сейчас больше всего сочиняю. Как минимум две куплетные песни исполню впервые, а это всегда волнующе.

Из других проектов и планов: впервые в жизни буду играть в театре. Нью-йоркский New Yiddish Rep Theater позвал меня на роль Поццо в спектакле «В ожидании Годо», в переводе на идиш Шейна Бейкера, яркого представителя современной идишской сцены, кстати, ирландца, как и сам Беккет, по происхождению, но с юности влюбленного в идиш и в совершенстве им овладевшего. Кроме того, работаю совместно с Анной Штерншис (Торонтский университет) над музыкальной частью научного проекта по восстановлению архивных любительских и фольклорных советских, в том числе солдатских, песен на идише времен Великой Отечественной войны. Моя задача состоит в поиске базовых мелодических решений с вовлечением мотивов известных песен: советских, еврейских и других того времени. После этого материал идет к Сергею Эрденко и его цыганскому трио «Лойко» из Петербурга. Они дополнят и аранжируют эти мелодические решения, а в январе планируется совместная с ними запись диска.

А еще должна выйти книжка моих статей, колонок-эссе «Энергосбыт», с иллюстрациями Оли Чикиной. Презентация «Энергосбыта» в Москве, с моим и Олиным музыкальным участием, планируется на 11 декабря в клубе «Гиперион».

28 ноября. Поэтический вечер из цикла «Москва и немосквичи». Евгений Бунимович и Анатолий Найман. Клуб «Дача на Покровке». В рамках программы Международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве»

«Москва и немосквичи» — что-то вроде поэтической дуэли. Один приезжий поэт и один столичный. Каждый пишет специально для этого вечера небольшое эссе о городе и читает его. Плюс стихи — о Москве и не только. В проекте уже приняли участие такие известные люди, как Бахыт Кенжеев, Олег Хлебников, Юрий Арабов…

Рассказывает Евгений Бунимович:

— Еще в юные годы друзья ехидно определяли мои стихи как «иронический (хронический) прудизм», намекая на мою любовь к Патриаршим прудам и прочим московским реалиям. А потом и в литературной энциклопедии написали, что «лирика Бунимовича оригинально трактует нечастые в современной русской поэзии московские мотивы». Вот эти стихи о моем городе и буду читать. А еще про то, что здесь «никто не сведет за спиною мосты — как умеют у них, в Ленинграде», ведь моим визави будет ленинградец Анатолий Найман…

В тот же день в ЦДХ на ярмарке Non/fiction «Новая газета» и издательство Corpus представят мои новые книги прозы «Выбор» и «Вкратце жизнь». Постараюсь всюду успеть.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow