Сюжеты

Фильм «Жертвуя пешкой» (США). Режиссер Эдвард Цвиг

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 27 ноября 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

Лив Шрайбер в роли Спасского
 

Практически параллельно со спилберговским «Шпионским мостом» в российский прокат вышел еще один фильм, погружающий нас в жаркие страсти холодной войны. Настоящей войны, разворачивающейся на шахматном поле.

В 1972 году советская страна со всем застойным энтузиазмом болела за наших: за хоккеистов, бьющихся в суперсерии с канадцами; за железные лыжи Галины Кулаковой, коллекционирующей золото Олимпиады в Саппоро; и конечно же, за «лучшего шахматиста планеты» Бориса Спасского. В «матче века» с восьмикратным чемпионом США Бобби Фишером он был призван доказать миру, что мы сильны не только боеголовками и фигурным катанием, но и интеллектом.

Ключевая фигура спортивной драмы оскаровского лауреата Эдварда Цвига — выскочка из Бруклина, так и не повзрослевший вундеркинд Фишер. Эксцентрик и параноик, еврей и антисемит… Подозревающий всех и вся. Русских — в том, что они играют договорные матчи, евреев и коммунистов — в мировом заговоре, фэбээровцев — в тотальной прослушке (через розетки и зубные пломбы), собственную мать — в грехопадении.

Среди явных достоинств фильма блестящий дуэт: психопатичный гений versus сдержанный мастер. Против юного, подвижного, как ртуть, неуправляемого, самовлюбленного и артистичного, одержимого игрой и победой Фишера (Тоби Магуайр) — невозмутимый и проницательный Спасский, сыгранный Ливом Шрайбером сосредоточенным харизматиком. Человек, вынужденный мириться с неотступным сопровождением гэбистов «в костюмах» (даже на пляже) и прячущий глаза и собственное «я» за черными очками.

Большие шахматы — наваждение, черно-белая бездна, в которую всматриваются гроссмейстеры. В какой-то момент накал страстей, истерики Фишера, не явившегося на вторую партию, изгнавшего «жужжащие телекамеры» и публику, — срывают со Спасского пелену хладнокровия. С этого момента они не столько достойные противники, сколько отражения друг друга. Не столько короли игры, сколько ее жертвы.

Легендарная Рейкьявикская шахматная битва, названная журналистами «безмолвной Третьей мировой» и воспетая Высоцким, — показана не как соревнование умников, а как интеллектуальный рок-н-ролл. Как спасение от свихнувшегося мира и собственных параноидальных страхов. Кульминация поединка. Спасский стоя аплодирует гению Фишеру, решившемуся на самоубийственный ход и выигравшему красивейшую в истории шахмат партию. Это миг их общей свободы. За пределами одиночества и политических схваток. В мире, оторванном от социальной конъюнктуры. Где правит гармония непознаваемой игры. И где король далеко не самая сильная фигура.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
кино
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera