КолонкаПолитика

Дальнобойщики и попутчики, или Спойлеры протеста

Политические партии пытаются оседлать бунт водителей грузовиков

Этот материал вышел в номере № 133 от 2 декабря 2015
Читать
Политические партии пытаются оседлать бунт водителей грузовиков
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»
Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Забастовка дальнобойщиков в предвыборный год заставила российские партии выстроиться в очередь под лозунгом «Мы с народом». Больше всех тут отличилась КПРФ, где то ли получили мандат Старой площади на освоение народного гнева, то ли решили вспомнить славные времена, когда коммунисты всерьез боролись за власть. Второй сценарий выглядит маловероятным — не вспоминать о своем славном прошлом старается в последние годы сам Геннадий Зюганов. С другой стороны, «посткрымский консенсус», когда представители всех парламентских партий слились воедино в поддержке внешнеполитического курса государства, объявив прочие проблемы вторичными и превратив тем самым парламент в своеобразный институт изучения геополитики, может быть опасен для всей электоральной машины в цикле 2016—2018 годов. Избиратель может осознать, наконец, что голосовать «за любую другую партию» бессмысленно, а недовольство в этом случае примет совсем уж внеэлекторальные формы. Что, собственно, и происходит сейчас в случае с дальнобойщиками, первым массовым примером нового социального и экономического протеста.

КПРФ уже некоторое время занимается отстройкой своей новой «инаковости» и фрондирует. Например, в нынешнем году Зюганов самым дерзким образом отказался праздновать День народного единства 4 ноября вместе с представителями других партий. Теперь партийные сайты коммунистов наполнены призывами поддержать протестующий на дорогах народ с фурами. Коммунисты в последние годы поддержали все ключевые решения властей и даже предлагали их творчески развивать и усиливать, но накануне выборов вспомнили, что они на самом деле дальнобойщики. Этот старый фокус заключается в том, чтобы многие годы служить карманной оппозицией, но в последний момент возглавить народный бунт и присвоить его себе. Уже появляются новости вроде «коммунисты и дальнобойщики выступили против правительства».

Кроме КПРФ появились и другие желающие набрать политические очки вместе с «Платоном». Сергей Гуляев, забытый ныне попутчик Алексея Навального и Захара Прилепина (втроем они создавали национал-демократическое движение «Народ» в 2007 году), записывает обращения к водителям, поднимает их на борьбу и сам представляется прессе как член некоего «координационного совета дальнобойщиков», который к тому же «скрывается от полиции». В переговоры с дальнобойщиками пытались вступить демократические партии, в том числе «Парнас» и «Яблоко», но к ним отношение у людей за рулем настороженное — нет взаимного доверия, чужой электорат.

Если кризис вокруг «Платона» будет развиваться дальше, стоит ожидать и других защитников народных прав, включая ЛДПР и эсеров, мучительно определяющихся со своей идентичностью накануне выборов 2016 года. Более того, в российской политсистеме, склонной к цинизму, в сторонники дальнобойщиков могут записаться и вовсе неожиданные организации — например, Общероссийский народный фронт.

Эта тактика уже опробована на более скромных мишенях и доказала свою эффективность. Власти, с одной стороны, вводят новые запреты, например, приравнивают автопробег к митингу, а с другой — изолируют наиболее умеренную и конформистскую часть протестующих и сажают их за стол переговоров под эгидой ОНФ. Не стоит забывать — некоторые нынешние представители нашей политэлиты вроде вице-спикера Думы единоросса Сергея Неверова сами начинали путь в политику с рабочих протестов конца 80-х.

Интересно при этом, что хуже всего к акциям дальнобойщиков, кажется, относятся правопопулисты из российской «Партии войны». Они до сих пор сражаются на украинских фронтах и призывают воевать там (а также и в Сирии, и в Турции) до победного. А это, конечно, означает, что, с их точки зрения, общество должно быть монолитно и ни о каких протестах в условиях военного времени речи идти не может. По логике националистов народ должен затягивать пояса, а не предъявлять претензии правительству. Граждане, которые год назад молились на Гиви и Моторолу, теперь всерьез подозревают дальнобойщиков в «оранжизме». По той причине, что среди сочувствующих водителям обнаруживается много российских «заукраинцев».

Водители грузовиков хотя и не имеют политического опыта, но не слишком верят своим попутчикам и вождям, пришедшим от политических организаций. Характерный момент: на крупном митинге под Екатеринбургом дальнобойщики заявили о намерении создать собственную политическую партию или профсоюз. С ненавистным «Платоном» они хотят бороться законными средствами. Правда, за последние годы число этих законных средств политической борьбы, доступных для граждан, сильно сократилось. Руку к этому приложили все партии, входящие в состав 6-го созыва Думы, которые теперь готовятся самоотверженно защищать народ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow