СюжетыОбщество

Накануне битвы за МКАД

Дальнобойщики перенесли перекрытие Московской кольцевой дороги с 30 ноября на 4 декабря — у властей должно быть время отменить систему «Платон»

Этот материал вышел в номере № 133 от 2 декабря 2015
Читать
Дальнобойщики перенесли перекрытие Московской кольцевой дороги с 30 ноября на 4 декабря — у властей должно быть время отменить систему «Платон»

Акция дальнобойщиков против системы оплаты за проезд по федеральным трассам («Платон»), назначенная ранее на 30 ноября, отложена. Пустые фуры продолжают съезжаться к Москве и встают «на якорь» в накопителях в 100 км от столицы. По условиям сформулированного водителями ультиматума, если правительство и президент не отменят «Платон», 4 декабря дальнобойщики заблокируют МКАД.

«Если до 3 числа оборудование «Платона» не будет отключено и об этом не будет заявлено официально, дальнобойщики со всей страны поедут на Москву», — сообщил в интервью «Новой» председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов в понедельник, пояснив, что к 30 ноября не все участники акции смогли добраться до Москвы: часть регионов получили информацию об акции слишком поздно, а часть задержали по пути сотрудники ГИБДД, получившие соответствующую инструкцию.

«Многие водители были развернуты по дороге. Те из них, кто доехал, устроились на стоянках под Москвой, где обычно отдыхают дальнобойщики. До 4 декабря они не будут ничего предпринимать, а 3 числа истекает ультиматум правительству, и если «Платон» не отменят — МКАД будет заблокирован», — сообщил руководитель профсоюза. По словам Котова, ультиматум приняли на митинге 29 ноября в Ростове-на-Дону. Его подписали водители из Москвы, Дагестана, Чечни, Санкт-Петербурга, Черкесска, Тулы, Тамбова, Ставрополя и других городов. В этот же день акции протеста дальнобойщиков и им сочувствующих прошли в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и других городах.

В столице Урала, например, участники митинга потребовали встречи с полпредом президента в округе Игорем Холманских (бывшим сотрудником «Уралвагонзавода», который прославился тем, что во время прямой линии с президентом предложил Путину «выйти с мужиками» и разогнать митинги оппозиции в Москве), однако доступ к резиденции последнего трусливо заблокировал грейдер коммунальных служб. Холманских и представители его аппарата к собравшимся так и не вышли — зато приехал мэр Ройзман и чиновники областного правительства.

В понедельник, 30 ноября, подписанные региональными представителями обращения, адресованные премьер-министру и президенту, Котов лично передал в аппарат правительства и президента. В этот же день глава профсоюза встретился с депутатами Госдумы — по приглашению последних. Наибольшую активность, как днем ранее и в регионах, в этом вопрос проявила КПРФ. С нею же позднее вечером встречались и активисты петербургских дальнобойщиков. На встрече депутаты заявили, что отменить «Платон» сейчас невозможно. И предложили делегатам отменить акцию протеста, а вместо этого выйти под флагами КПРФ на согласованный уже коммунистами протестный митинг 5 декабря. Дальнобойщики отказались и покинули Думу, не солоно хлебавши.

«Наши требования неизменны. Мы готовы идти вперед, отстаивать свои интересы, мы считаем плату необоснованно завышенной, необоснованно взимаемой», — заявила «Новой» член Координационного совета дальнобойщиков Санкт-Петербурга Светлана Стоша, выйдя со встречи с парламентариями.

«У меня создалось впечатление, что социальная напряженность, сложившаяся вокруг системы оплаты проезда по федеральным трассам, совершенно не волнует чиновников», — охарактеризовал Котов в беседе с корреспондентом «Новой» ситуацию на вечер понедельника.

28 числа редакция «Новой газеты» получила информацию от дагестанских дальнобойщиков о том, что в субботу на выездных постах ГИБДД сразу в нескольких регионах страны сотрудники автоинспекции стали останавливать пустые фуры без объяснения причин. У водителей требовали документы для проверки и — ноу-хау — расписки в том, что те не будут участвовать ни в каких акциях протеста. «Пять-шесть машин задержали между Кизляром и Бабаюртом (Дагестан), — рассказал газете один из дагестанских из водителей по телефону. — Мы остановились впереди, со мной 35 машин, будем ждать, чем закончится. Звонили ребята из Оренбурга, которые хотели принять участие в акции 30 ноября, их тоже остановили на выезде из области, сказали: ждите до 1 декабря».

Сообщения о задержаниях водителей большегрузов по пути к Москве поступали всё 29 ноября.

А 30 ноября уже на всех федеральных трассах фуры на Москву тормозили и проверяли. К 12 часам дня стало известно, что до столицы не смог добраться из Петербурга координатор местного движения дальнобойщиков Александр Расторгуев. Его остановили на посту в поселке Бабино. «Сказали, что документы не внушают доверия, выписали штраф 500 рублей», — сообщил он, пояснив, что его автомобиль был насильно эвакуирован обратно в Санкт-Петербург. По словам Расторгуева, в понедельник полиция останавливала и проверяла почти каждую машину, следующую в сторону Москвы. «В фурах проверяют груз, пустые большегрузы задерживают», — сообщал он.

В это же время СМИ сообщали о задержании группы дальнобойщиков в Вологде , о проблемах с продвижением колон в Волгоградской области и других регионах. К полудню понедельника появилась информация, что часть дальнобойщиков из Дагестана приняла решение «вернуться по домам», столкнувшись с глухими проверками на каждом посту. Дальнобойщики в других областях поменяли тактику и предпочли двигаться поодиночке, а не колоннами, как раньше, чтобы привлекать меньше внимания сотрудников правоохранительных органов и автоинспекции.

30 же ноября в социальных сетях от имени протестующих появился призыв устроить «День тишины»: не сообщать о передвижениях фур ни на радиочастотах, которыми пользуются дальнобойщики, ни в социальных сетях.

К трем часам дня понедельника пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину уже «докладывается о том, что происходит» с протестами против «Платона».

1 декабря на утреннем заседании Госдумы КПРФ предложила рассмотреть проект обращения к президенту, в котором парламент должен был предложить исполнительной власти пойти на уступки и «выключить» систему хотя бы на время ее тестирования. Инициативу отклонили.

Одновременно с этим Комитет по делам общественных объединений ГД запланировал на вторник обсуждение законопроекта, приравнивающего автомобильные протесты к митингам. Как уже успел заверить журналистов председатель комитета Ярослав Нилов, законопроект был внесен в Думу задолго до того, как возникла ситуация с дальнобойщиками: «Протестующих дальнобойщиков он не коснется, они же едут без всякой символики».

Тем не менее дальнобойщики не перестают надеяться на мирный исход конфликта: «Правительство должно услышать дальнобойщиков, надеюсь, кризис будет решаться не «штыками», а мирно», — резюмирует лидер профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow