Сюжеты

Накануне битвы за МКАД

Дальнобойщики перенесли перекрытие Московской кольцевой дороги с 30 ноября на 4 декабря — у властей должно быть время отменить систему «Платон»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 133 от 2 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Дмитрий Ребровкорреспондент

 

Дальнобойщики перенесли перекрытие Московской кольцевой дороги с 30 ноября на 4 декабря — у властей должно быть время отменить систему «Платон»


Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Акция дальнобойщиков против системы оплаты за проезд по федеральным трассам («Платон»), назначенная ранее на 30 ноября, отложена. Пустые фуры продолжают съезжаться к Москве и встают «на якорь» в накопителях в 100 км от столицы. По условиям сформулированного водителями ультиматума, если правительство и президент не отменят «Платон», 4 декабря дальнобойщики заблокируют МКАД.

«Если до 3 числа оборудование «Платона» не будет отключено и об этом не будет заявлено официально, дальнобойщики со всей страны поедут на Москву», — сообщил в интервью «Новой» председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов в понедельник, пояснив, что к 30 ноября не все участники акции смогли добраться до Москвы: часть регионов получили информацию об акции слишком поздно, а часть задержали по пути сотрудники ГИБДД, получившие соответствующую инструкцию.

«Многие водители были развернуты по дороге. Те из них, кто доехал, устроились на стоянках под Москвой, где обычно отдыхают дальнобойщики. До 4 декабря они не будут ничего предпринимать, а 3 числа истекает ультиматум правительству, и если «Платон» не отменят — МКАД будет заблокирован», — сообщил руководитель профсоюза. По словам Котова, ультиматум приняли на митинге 29 ноября в Ростове-на-Дону. Его подписали водители из Москвы, Дагестана, Чечни, Санкт-Петербурга, Черкесска, Тулы, Тамбова, Ставрополя и других городов. В этот же день акции протеста дальнобойщиков и им сочувствующих прошли в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и других городах.

В столице Урала, например, участники митинга потребовали встречи с полпредом президента в округе Игорем Холманских (бывшим сотрудником «Уралвагонзавода», который прославился тем, что во время прямой линии с президентом предложил Путину «выйти с мужиками» и разогнать митинги оппозиции в Москве), однако доступ к резиденции последнего трусливо заблокировал грейдер коммунальных служб. Холманских и представители его аппарата к собравшимся так и не вышли — зато приехал мэр Ройзман и чиновники областного правительства.

В понедельник, 30 ноября, подписанные региональными представителями обращения, адресованные премьер-министру и президенту, Котов лично передал в аппарат правительства и президента. В этот же день глава профсоюза встретился с депутатами Госдумы — по приглашению последних. Наибольшую активность, как днем ранее и в регионах, в этом вопрос проявила КПРФ. С нею же позднее вечером встречались и активисты петербургских дальнобойщиков. На встрече депутаты заявили, что отменить «Платон» сейчас невозможно. И предложили делегатам отменить акцию протеста, а вместо этого выйти под флагами КПРФ на согласованный уже коммунистами протестный митинг 5 декабря. Дальнобойщики отказались и покинули Думу, не солоно хлебавши.

«Наши требования неизменны. Мы готовы идти вперед, отстаивать свои интересы, мы считаем плату необоснованно завышенной, необоснованно взимаемой», — заявила «Новой» член Координационного совета дальнобойщиков Санкт-Петербурга Светлана Стоша, выйдя со встречи с парламентариями.

«У меня создалось впечатление, что социальная напряженность, сложившаяся вокруг системы оплаты проезда по федеральным трассам, совершенно не волнует чиновников», — охарактеризовал Котов в беседе с корреспондентом «Новой» ситуацию на вечер понедельника.

28 числа редакция «Новой газеты» получила информацию от дагестанских дальнобойщиков о том, что в субботу на выездных постах ГИБДД сразу в нескольких регионах страны сотрудники автоинспекции стали останавливать пустые фуры без объяснения причин. У водителей требовали документы для проверки и — ноу-хау — расписки в том, что те не будут участвовать ни в каких акциях протеста. «Пять-шесть машин задержали между Кизляром и Бабаюртом (Дагестан), — рассказал газете один из дагестанских из водителей по телефону. — Мы остановились впереди, со мной 35 машин, будем ждать, чем закончится. Звонили ребята из Оренбурга, которые хотели принять участие в акции 30 ноября, их тоже остановили на выезде из области, сказали: ждите до 1 декабря».

Сообщения о задержаниях водителей большегрузов по пути к Москве поступали всё 29 ноября.

Следите за темой:

Дальнобойщики против «Платона»

А 30 ноября уже на всех федеральных трассах фуры на Москву тормозили и проверяли. К 12 часам дня стало известно, что до столицы не смог добраться из Петербурга координатор местного движения дальнобойщиков Александр Расторгуев. Его остановили на посту в поселке Бабино. «Сказали, что документы не внушают доверия, выписали штраф 500 рублей», — сообщил он, пояснив, что его автомобиль был насильно эвакуирован обратно в Санкт-Петербург. По словам Расторгуева, в понедельник полиция останавливала и проверяла почти каждую машину, следующую в сторону Москвы. «В фурах проверяют груз, пустые большегрузы задерживают», — сообщал он.

В это же время СМИ сообщали о задержании группы дальнобойщиков в Вологде, о проблемах с продвижением колон в Волгоградской области и других регионах. К полудню понедельника появилась информация, что часть дальнобойщиков из Дагестана приняла решение «вернуться по домам», столкнувшись с глухими проверками на каждом посту. Дальнобойщики в других областях поменяли тактику и предпочли двигаться поодиночке, а не колоннами, как раньше, чтобы привлекать меньше внимания сотрудников правоохранительных органов и автоинспекции.

30 же ноября в социальных сетях от имени протестующих появился призыв устроить «День тишины»: не сообщать о передвижениях фур ни на радиочастотах, которыми пользуются дальнобойщики, ни в социальных сетях.

К трем часам дня понедельника пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину уже «докладывается о том, что происходит» с протестами против «Платона».

1 декабря на утреннем заседании Госдумы КПРФ предложила рассмотреть проект обращения к президенту, в котором парламент должен был предложить исполнительной власти пойти на уступки и «выключить» систему хотя бы на время ее тестирования. Инициативу отклонили.

Одновременно с этим Комитет по делам общественных объединений ГД запланировал на вторник обсуждение законопроекта, приравнивающего автомобильные протесты к митингам. Как уже успел заверить журналистов председатель комитета Ярослав Нилов, законопроект был внесен в Думу задолго до того, как возникла ситуация с дальнобойщиками: «Протестующих дальнобойщиков он не коснется, они же едут без всякой символики».

Тем не менее дальнобойщики не перестают надеяться на мирный исход конфликта: «Правительство должно услышать дальнобойщиков, надеюсь, кризис будет решаться не «штыками», а мирно», — резюмирует лидер профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.

 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera