Сюжеты

«Когда нет самолетов, бывает голод»

Арктические строители заявили о забастовке. В руководстве компании говорят, что ее нет

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 135 от 7 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Татьяна Брицкаясобкор в Заполярье

1 декабря арктические строители на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) через родных, находящихся на материке, объявили о начале забастовки. По словам родственников рабочих, вопреки обещаниям работодателя, ООО «Запсибгазпром-Газификация», ни денег, ни самолетов, чтоб выбраться домой, люди так и не получили.


Фото: ООО «Запсибгазпром-Газификация»

1 декабря арктические строители на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) через родных, находящихся на материке, объявили о начале забастовки. По словам родственников рабочих, вопреки обещаниям работодателя, ООО «Запсибгазпром-Газификация», ни денег, ни самолетов, чтоб выбраться домой, люди так и не получили.

У работодателя другое мнение. Забастовку первый заместитель директора предприятия Андрей Яснев в разговоре с «Новой» категорически отрицал. Как и сам конфликт с рабочими.

«Запсибгазпром-Газицификация» —  один из четырех подрядчиков, занятых на строительстве арктической инфраструктуры. Его зона ответственности — острова Земля Александры (ЗФИ) и Котельный (Новосибирские острова). И там, и там работы идут к завершению. И там, и там рабочие заявляют о нарушениях трудового законодательства.

Ульяна Рябова, жена одного из строителей, рассказывает:

— Деньги не платят,  задержки начались в апреле, в июне рассчитались, но в августе опять перестали платить. После забастовки на Котельном, 10 ноября нам дали аванс за сентябрь.

Ульяна уверяет: до апреля зарплату в компании платили день в день, ее муж работает на предприятии в общей сложности два с половиной года, и таких проблем никогда не случалось.

Муж Ульяны находится  на Земле Александры. Максим Фадеев, рабочий с Котельного, написал в соцсети, что гендиректор лично пообещал рассчитаться в районе 25 ноября. Однако впоследствии  было сказано: денег не будет до середины декабря. Максим уволился, так и не получив расчета.

Трудовая инспекция Тюменской области провела выездную проверку ООО «Запсибгазпром-Газификация». Итог: зафиксирована  задолженность по заработной плате перед 1800 работниками в сумме почти 221 миллион. Данные — на 5 ноября (последний день расчетного периода).

Также выводы проверки подтвердили то, о чем сообщала «Новая» ранее. Цитирую пресс-релиз ведомства: «В нарушение ст. 67 ТК РФ не со всеми работниками оформляются трудовые договоры, в некоторых договорах отсутствует подпись работника. В нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах отсутствуют условия труда на рабочем месте, не заключаются дополнительные соглашения. В нарушение ст. 167 ТК РФ локальными нормативными актами не определен порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, работникам не выплачиваются суточные, их не знакомят с локальными нормативными актами под роспись. В нарушение ст.ст. 110, 153 ТК РФ работникам общества не оплачивается работа в выходные и праздничные дни. В нарушение ст. ст. 146, 147 ТК РФ работнику не произведены выплаты за работу с вредными и опасными условиями труда. В нарушение ст. 140 ТК РФ с уволенными работниками несвоевременно производится окончательный расчет».

Андрей Яснев предлагает не драматизировать события:

— Некоторое время назад компания выплатила часть аванса за сентябрь. Принимаются меры, чтобы  в декабре в полном объеме  выплатить зарплату. До конца года всю задолженность  по зарплате мы закроем. Есть люди, которым мы должны, хотя они уехали уже с островов. Но пока человек находится на острове, продолжает работать – за все это время он получит зарплату. Эти дни им зачтутся. Сейчас задолженность примерно равна зарплате всех наших сотрудников за один месяц. Не платят не одним только строителям на островах. Их там в общей сложности 1300 человек. Но мы тоже зарплату не получаем. И люди в Тюмени, в Надыме, на других объектах, и руководство. Как только мы получим деньги на свой расчетный счет,  незамедлительно будем отправлять людям. Сейчас денег на счету нет.

Читайте также:

«Хочю калбасы!»: сотни строителей военных объектов в Арктике оказались без еды и денег

Андрей Яснев рассказывает о масштабах строек и о том, что компания вкладывала в них свои собственные средства, да и заемные привлекала. Строительство идет в срок,  на Котельном, например, готовность объектов уже 90-процентная. Но вот на вопрос, отчего же вдруг возникли проблемы с деньгами, замдиректора отвечает весьма туманно:

— Конкретного виновного в задержках зарплат назвать сложно. Но мы не видим ситуацию катастрофической и безвыходной. Мы с Министерством обороны в одной лодке. Нужно провести процедуры пересогласования, которые не могут быть мгновенными. «Запсибгазпром – Газификация» продолжает  выполнять обязательства перед Министерством обороны. Такой ситуации, как описывает «РусАльянсСтрой», у нас нет, с нами контракты никто не разрывает. Мы в тяжелейших условиях продолжаем работать.

Есть люди, которым мы должны зарплату, хотя они уехали уже с островов. Но пока человек находится на острове, продолжает работать – за все это время он получит зарплату. Эти дни им зачтутся. Нет такого, что сидит 300 человек брошенных, никому не нужных.

У трудовой инспекции свое видение, и виновным в ситуации по итогам проверки однозначно назван работодатель. Подрядчик оштрафован на 150 тысяч рублей, ему выдано предписание об устранении нарушений.

Вторая претензия женщин, объединившихся в борьбе за права мужей и семейное благополучие, — отсутствие ясности с возвращением отработавших вахту строителей.

— У мужа закончился трудовой договор месяц назад, до сих пор не может выбраться, а я не могу оформить пособие на новорожденного ребенка без его трудовой, — продолжает Рябова.

— Что касается вывоза строителей – надо учитывать особенности региона, — комментирует — Яснев.  До завершения льдообразования была возможность отправлять суда, обеспечивать ротацию персонала и доставку грузов кораблями. На сегодняшний день лед стал, и такой возможности нет. Теперь только самолетами. Нами подготовлена взлетно-посадочная полоса для ИЛ-76, как и прошлой зимой. Она оснащена Министерством обороны, принята комиссией и готова к работе. По нашим заявкам Минобороны будет направлять ИЛ-76,  которые обеспечат ротацию людей.

По версии подрядчика, регулярным рейсам препятствует исключительно погода. Яснев рассказывает, что в Тикси постоянно дежурят вертолеты оборонного ведомства, готовые к полету в любой момент, но за полтора месяца смогли сделать только два рейса. В Омске прибывшие на вахту строители просидели полтора месяца, прежде чем их увезли в Тикси и на Котельный. Соответственно, не могла выбраться на материк и предыдущая смена.

— Наши руководители, представители также неделями ждут вылета. Для примера, в августе наш директор по строительству с представителями региональных правительств и комиссией по природоохране ждали в Тикси больше недели возможности вылететь на остров, в результате вынуждены были отложить поездку.  Кто в этом виноват? Мы? Минобороны? Господь Бог? – восклицает Яснев. — И добавляет, что за последние две недели удалось выполнить три рейса, вывезти 200 человек.

Правда, обратившемуся к командующему Северным флотом  адмиралу Владимиру Королеву рабочему Максиму Фадину, о «постоянно дежурящих» в Тикси вертолетах сообщили, что они попросту сломались. «Перевозка пассажиров и грузов на о. Котельный и обратно на данный момент не реализуется по причине неисправности вертолетов Ми-26, базирующихся на аэродроме Тикси и обеспечивающих грузо— и пассажирооборот между аэродромом Тикси и о. Котельный», — указано в письме за подписью начальника морской авиации СФ Александра Отрощенко.  В Тикси военные обещали послать специалистов, которые починят вертушки.

Что же до погоды, то и она капризничает избирательно. Регулярным рейсам для нужд «Запсибгазпром –Газификации» она препятствует, но за свой счет люди как-то выбираются. Так улетел из Тикси в Омск Максим Фадин. Также выбирался глава ачинской семьи Ранда. Его вывезли с  Котельного в Тикси по состоянию здоровья, но, просидев в поселке 10 дней в ожидании самолета в Омск, вылетел мужчина в итоге за свой счет.

Условия жизни на островах работодатель и жены рабочих также оценивают по-разному. Последние уверяют, что перебои с питанием были, и серьезные.

— С проживанием проблем нет, питание завезли в навигацию в достаточном до февраля  объеме. Перебои с питанием на ЗФИ – откровенная ложь, — возмущается Яснев. — Голодом морим, самолеты умышленно не отправляем? Это безответственное заявление людей, не владеющих ситуацией.

Что ж, в ситуации родственники строителей и рады были бы разобраться детально, да только в один голос уверяют: информацию выбивают с боем, разъяснений от руководства предприятия не получают. Не даром же забросали письмами все инстанции от трудинспекции до администрации президента. В конце нашего разговора замдиректора предприятия предложил: пусть в первой половине дня 2 декабря желающие звонят ему в приемную и задают вопросы о ситуации на островах. Будет занят — перезвонит. Своего рода горячая линия.  Однако до конца дня дозвониться ему жены строителей так и не смогли...

Сейчас женщины собирают подписи под открытым письмом президенту и в Генпрокуратуру. По нашим данным, на Котельном начата выездная проверка Тюменской областной прокуратуры.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera