КолонкаПолитика

«Удар в спину» не простят. Но войны не будет, а сажать надо меньше

Владимир Путин снова становится президентом всех россиян, а не только тех, кто его безоговорочно поддерживает. Ничего о «пятой колонне» в Послании нет

Этот материал вышел в номере № 134 от 4 декабря 2015
Читать
Владимир Путин снова становится президентом всех россиян, а не только тех, кто его безоговорочно поддерживает. Ничего о «пятой колонне» в Послании нет
Фото: пресс-служба Кремля
Фото: пресс-служба Кремля

После весны 2014 года ко всем официальным выступлениям Путина приковано повышенное внимание публики, причем участвуют в этом люди, часто совсем далекие от политики. От президента ждут новых ходов в режиме «всех переиграл». Часто президент разочаровывает самых преданных своих сторонников, раз за разом отказываясь от радикальной риторики. Двенадцатое по счету Послание Путина Федеральному собранию, хотя и было подготовлено впечатляющей драматургией возвращения света в обесточенный Крым, обошлось без сенсаций, и это хорошая новость.

Главный вывод, который можно сделать из речи Путина: в России больше нет национал-предателей, «пятой колонны» и вообще «внутреннего врага», который «уничтожает наши ценности».

По меньшей мере Путин ни разу не обратился к теме национальной консолидации, популярной еще недавно. Этот момент можно было зафиксировать еще неделю назад, в менее официальной ситуации, когда Путин приехал на открытие Ельцин-центра в Екатеринбурге и к крайнему неудовольствию национал-консервативных кругов заявил о своем уважении к первому президенту России.

Путин показывает, что он хочет быть президентом всех россиян, а не только носителей определенных политических взглядов.

Сдержанный оптимизм внушает и тот факт, что Путин уже не в первый раз забывает в своей официальной речи об Украине — кажется, для него она больше не является горячей точкой.

Говоря о кризисе в отношениях с Турцией, Путин заявил о том, что за годы его президентства террористы были «практически выдавлены» из России, и теперь россияне обязаны уничтожать террористов на дальних подступах к своим границам. «В Сирии наши вооруженные силы сражаются прежде всего за Россию», — заявил президент. Путин вообще не вспомнил в этот раз США, по крайней мере не заявил об их роли в ближневосточном конфликте прямо, зато снова призвал создать единый антитеррористический фронт под эгидой ООН и, очевидно, с участием стран Запада. В этом вопросе с оптимизмом стоит обращаться очень аккуратно, но, похоже, изоляционизм и концепция страны как осажденной крепости после гибели А321 над Синаем и парижских терактов окончательно выходит из моды, ведь «в одиночку терроризм не победить».

Впрочем, перспективы единой антитеррористической коалиции сейчас находятся под большим вопросом из-за конфликта российских властей с президентом Турции Эрдоганом. Путин подробно остановился на этом вопросе и использовал здесь гораздо более жесткую риторику, назвав кабинет Эрдогана «прявящей кликой Турции», которую «Аллах лишил разума и рассудка». Он еще раз повторил свое выражение о «подлом ударе в спину» со стороны Турции и пообещал, что объявлять войну Россия не собирается, но и запретом на ввоз помидоров для турков все не ограничится. Как именно собирается действовать в этой ситуации российское правительство, Путин не пояснил, но можно понять, что готовятся новые экономические меры, направленные на ограничение сотрудничества с бывшими партнерами, оказавшимися вероломными.

Важнейшая конкретная инициатива президента, высказанная в Послании, касалась, впрочем, дел сугубо внутренних и мирных. Он призвал парламентариев поддержать Верховный суд в вопросе о декриминализации мелких преступлений, таких как мелкие хищения на сумму до 5000 рублей, за которые сейчас в России уголовному преследованию подвергаются десятки тысяч людей и которые парализуют работу правоохранительной и судебной системы. Эта инициатива активно поддерживается «Новой». Плохо, однако, другое: президент не внес никаких предложений о том, что делать с преступниками крупными. В частности, с коррупционерами в политической элите страны и связями власти и криминала.

В последнее время в общественное пространство регулярно вбрасывалась идея о ликвидации суда присяжных. Но Путин защитил этот институт и предложил сэкономить, сократив число заседателей с 12 до 5—7. Правда, экономия тут может выйти боком — многие эксперты уверены, что в таком виде институт присяжных станет декоративным.

Про экономику. Ситуация сложная, но не критическая, курс рубля и промышленное производство стабилизированы. Путин призвал не ждать роста цен на нефть и готовиться к тому, что экономить придется долго. Но как именно мы должны готовиться и каков правительственный план выхода из этой ситуации, он не сообщил.

Президент сделал ожидаемое заявление о продлении амнистии капитала, возвращающегося в Россию, однако инвестиционная ситуация пока популярности этой меры не способствует — сейчас никто не спешит вкладывать деньги в нашу экономику даже на очень выгодных условиях.

А чтобы амнистия заработала, нужно перестать сажать предпринимателей, использовать заключение под стражу только как крайнюю меру. Вместо этого «применять залог, подписку о невыезде, домашний арест». Крайне важно, что эта тема, которая была важнейшей в работе СПЧ, независимых НКО и для нашей газеты, прозвучала в Послании президента.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow