Сюжеты

Этот «Матч» мы уже проиграли...

Почему популярность нового телеканала оказалась на уровне или даже ниже популярности всеми изруганного предшественника?

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 134 от 4 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Спорт

Владимир Мозговойобозреватель «Новой»

Почему популярность нового телеканала оказалась на уровне или даже ниже популярности всеми изруганного предшественника?

Не в добрый час начал вещание «Матч ТВ» — спортивный, федеральный, общедоступный, единственный и неповторимый, «наш прекрасный», как я вчера услышал, телеканал. Разорили два гнезда — «Россию 2» и НТВ+, собрали лучшие силы, получили невероятные подъемные газпромовские, два месяца готовились стартовать в авральном режиме, запустили агрессивную пиар-кампанию, обещая вывести «спортивное вещание в России на новый уровень» и «мотивировать зрителей быть частью нового спортивного движения» — но как-то не задалось.

Судя по невеселым итогам первого месяца, зрители призыву «Все на «Матч»!» не вняли — популярность телеканала оказалась на уровне или даже ниже популярности всеми изруганного предшественника в лице «России 2». То ли команда генерального продюсера Тины Канделаки в чем-то промахнулась, то ли надежды на спортивность россиян оказались завышенными, то ли со временем старта сильно не повезло.

А скорее всего, повлияло все вместе, и прорыва ждать не приходится. Дело даже не в низких рейтингах, которым я не слишком доверяю, не в уничижительных и далеко не всегда справедливых отзывах, которых хватает (дело-то нехитрое, в этом предмете все разбираются), не в огрехах ведущих и наложении одной прямой трансляции на другую — это естественные трудности и проблемы первых недель работы. Боюсь, причины глубже и серьезнее, что, похоже, начинают осознавать и авторы концепции.

Одно то, что канал предоставил возможность увидеть российскую линейку футбольных еврокубковых матчей, а также топ-игры ведущих европейских чемпионатов, включая суперклассико «Реал»—«Барселона», должно было вознести рейтинги до небывалых высот. Комментаторы наваливались на зрителя целыми бригадами, децибелы зашкаливали, счастье предлагалось всем и сразу, но даже этот футбольный ураган разбился о весьма прохладную реакцию — мне, честное слово, даже стало обидно за коллег.

 

Фон, конечно, подкачал — стране в ноябре было не до футбола и вообще не до спорта. И без того мрачноватую атмосферу самого депрессивного месяца многократно усугубили глобальные трагедии и кризисы такого масштаба, перед которыми выглядело неловким и даже неуместным едва ли не любое развлекательно-вовлекательное действо. Новый канал, заточенный сугубо на позитив, да еще рванувший с места «на десять тыщ как на пятьсот», оказался в крайне невыгодной ситуации — общественно-политический контекст радостному восприятию жизни не способствовал.

Мало того — сам спорт начало трясти так, как давно не трясло. И если берущий очередную «высоту» коррупционный скандал на уровне высших футбольных чинов пока задел Россию лишь косвенно, то в допинг-скандал легкая атлетика, а с ней и весь российский спорт угодили с головой. Со спортивными успехами на других участках тоже как-то складывалось не очень, а заготовленный за два месяца «портфель» состоял в основном из документальных программ и очерков о «героях спорта» и трудных путях к победе.

К серьезному обсуждению горячих проблем, которые беспрецедентным наездом Всемирного антидопингового агентства и организационным развалом российской легкой атлетики не ограничивались, «Матч ТВ» оказался не готов категорически. Понятно, почему, — для этого пришлось бы, едва начав вещание, резко менять тон и хотя бы частично вносить коррективы, противоречащие государственным да и собственным установкам. Заранее утвержденные планы в стиле «охватить, привлечь, вовлечь, мотивировать» не предполагали усложнения проблематики, выходящей за пределы чисто спортивной темы. Впрочем, иного подхода от «Матча ТВ» как от федерального и в основном информационно-развлекательного канала требовать было трудно.

 

Однако и на своей, привычной для большинства сотрудников поляне обнаружились ямы. Дело в том, что под одной крышей оказались пусть лучшие, но стилистически разные команды: в определенном смысле «элитарная» НТВ+ и вполне себе «народная» «России 2». Работающим на «Плюсе» можно было не утруждать себя «подстройкой» под аудиторию: они не вещали, а общались с ней — с разной степенью профессионализма (о харизме уж не говорю), но на равных, остальное зависело от зрителей. Иногда казалось, что и зрители ребятам не очень-то нужны. На «России 2» тоже хватало крепких профессионалов, но здесь старались брать прежде всего эмоцией, если не сказать нахрапом.

Одна команда играла джаз, другая пела попсу (если уместно такое сравнение), а на «Матче» им нужно было слиться в едином порыве или по крайней мере быть на одной волне. Что не выглядит невозможным, но не лишено странности — как, например, совместные посиделки в кадре Дмитрия Губерниева и Василия Уткина, принципиально и абсолютно разных лидеров своих бывших команд.

Со своей стороны создатели канала не могли предложить внятной «музыкальной» концепции, еще слабее представляя, для кого они будут играть столь разношерстной компанией. По сетке передач и трансляций получалось, что хотелось угодить всем, а стиль в чем-то оказался ближе к шансону — в российском варианте. Но даже это массово не убедило аудиторию — и в силу вышеизложенных причин, и потому, что даже низкие жанры требуют какой-никакой, но естественности. А продукт предлагался с явным пережимом, отчего радостное перевозбуждение часто смотрелось наигранным и фальшивым. Очень хотелось понравиться, и, к примеру, бывшая команда «России 2» привычно взялась безудержно хвалить друг друга и «наш замечательный канал», а иные футбольные комментаторы с «Плюса» вдруг завопили не хуже Губерниева.

 

К прямым трансляциям меньше всего претензий, хотя здесь тоже хватает неразберихи. Тот же хоккей, как «спорт номер один», действительно держат в черном теле, но это так или иначе придет в какую-то норму. А вот с наполнением остальной сетки сразу возникли проблемы — запаса спешно снятых телеочерков хватило ненадолго, на заграничных документальных и художественных фильмах о спорте не продержаться, новые передачи в основном больше похожи на заранее обреченный на неудачу эксперимент, специалисты и эксперты в основном обнаружили блистательную убогость, подтверждая лишь то, что о спорте из примелькавшихся медийных лиц у нас интересно могут рассуждать единицы.

«Матч ТВ» — отчасти вынужденно — сразу попытался взять оказавшийся неподъемным вес и стал телевизионным «аутсайдером с потенциалом». Тренировочных сборов, на которых можно спокойно собраться с мыслями, не предвидится, так что новой команде, набивая шишки, придется притираться и вырабатывать свой стиль на ходу.

Особых откровений ждать не приходится, заданный вектор определяет рамки, но спорт как явление не сводится к «просто спорту» и ура-патриотизму. На «Матче ТВ» есть люди, которые это понимают, — на них и надеюсь.

Теги:
тв
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera