Сюжеты

Шестая колонна дальнобойщиков

Политэкономия «Платона» и идеологические последствия бунта водителей грузовиков: конфликт олигархических элит и «простого человека» — как политическое следствие экономического кризиса

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 135 от 7 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Кирилл РоговОбозреватель «Новой»

 

Политэкономия «Платона» и идеологические последствия бунта водителей грузовиков: конфликт олигархических элит и «простого человека» — как политическое следствие экономического кризиса


Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

Протесты дальнобойщиков — первое серьезное испытание для Кремля, связанное с вступлением страны в период неблагоприятных экономических условий. Ситуация наталкивает на несколько соображений, расширяющих контекст, в котором мы можем видеть эти события.

Во-первых, реакция дальнобойщиков позволяет выдвинуть гипотезу, что ситуация в экономике, а уж во всяком случае, в отдельных ее сегментах, гораздо менее благополучна, чем это может показаться при знакомстве с цифрами официальной статистики. Мелкооптовые и оптовые грузовые перевозки — хороший косвенный индикатор состояния потребительского сектора, демонстрирующий масштабы сокращения оборота у предприятий мелкого и среднего бизнеса. И он, судя по комментариям дальнобойщиков, сокращается в гораздо больших объемах, чем это показывают агрегированные цифры.

Здесь, по всей видимости, дело еще и в том, что в сегменте частного потребления, обслуживаемого мелким и средним бизнесом, — реальные обороты были гораздо выше тех, которые видела официальная статистика, в силу систематического занижения налоговой базы. Если это так, то и сокращение потребления в сегменте рабочей силы, занятой в мелком и среднем бизнесе, окажется большим, чем показывают усредненные цифры, что будет сказываться на экономике в целом. Иными словами, сокращение доходов людей, работающих в «серой зоне» или в зоне заниженной налоговой базы, будет влиять на потребление ими товаров, в том числе и тех, которые официальная статистика видит.

Кстати, и инфляционный эффект введения платежей за пользование автодорогами может оказаться выше прогнозируемого.

Речь идет не только о переносе «налога ротенбергов» в цену товара, но и о снижении уровня связанности рынков внутри страны, а значит, и о снижении конкуренции на локальных рынках в рамках некоторых товарных групп.

Во-вторых, коллизия с «Платоном» хорошо демонстрирует стратегию прохождения кризиса, избранную российскими властями, равно как и цену их постоянным клятвам в приверженности интересам мелкого и среднего бизнеса.

Можно предположить, что у введения дорожного сбора три бенефициара. Первый — это пресловутые Ротенберги, ставшие символом системы авторитарной олигархии, «капитализма для друзей». Роль «ротенбергов» в избранной стратегии прохождения кризиса очень важна: они должны обеспечить поддержание объемов инфраструктурного строительства, которое в свою очередь должно стать важным фактором поддержания внутреннего спроса. Однако им самим нужна новая ресурсная база, так как возможности государственных финансов служить такой базой сокращаются.

Второй очевидный бенефициар — это бюджет. Здесь речь идет не только о прямых доходах от сборов с «Платона», но и о возможности выводить из тени реальные объемы перевозок. Однако попытка расширить налоговую базу в условиях резкого сокращения оборота — очень сомнительная стратегия, которая приведет, скорее всего, к выходу с рынка части участников, то есть по-простому — к разорению дальнобойщиков.

Следите за темой:

Дальнобойщики против «Платона»

Однако можно предположить, что разорение части дальнобойщиков — вполне сознательная стратегия, у которой есть еще один бенефициар. Это государственная монополия РЖД, которая в результате шубохранилищной политики прежнего руководства лишилась части грузовой базы и теперь вынуждена искать способы ее восстановления, причем — не за счет снижения тарифа. Потому что деньги очень нужны.

Коллизия, в которой сталкиваются интересы малого бизнеса, бюджета и политически инкорпорированной олигархии, вполне принципиальна для понимания разворачивающегося кризиса и вызовов, которые встают перед режимом.

Само по себе столкновение с «шестой колонной» дальнобойщиков является для Кремля чрезвычайно щекотливой коллизией.

Доктрина сплоченной «суверенной нации», выталкивающей «пятую колонну» западников и либералов, подвергается серьезному испытанию. С одной стороны, дальнобойщики воспринимаются как носители маскулинной и вполне «народной» идеологии, их протест очень трудно свести к «проискам Запада», с другой — этот протест очень точно направлен против ахиллесовой пяты режима — инкорпорированной олигархии.

Нынешний российский политический режим — это правопопулистский авторитаризм, который опирается одновременно на инкорпорированную олигархию и патерналистский конструкт «простого человека» с его традиционными и патриотическими ценностями. Политический миф режима строится на том, что единству лидера (за которым стоит, на самом деле, вскормленная, «своя» олигархия) и нации «простых патриотических людей» угрожает союз внешних сил и их внутренний агент — образованные и прозападнически настроенные элиты. Это антиэлитный режим.

«Шестая колонна» дальнобойщиков наносит по этому стройному мифу мощный удар. Но что еще хуже, ситуация эта выглядит вполне модельной. Конфликт интересов двух опор режима — инкорпорированной олигархии и «простого человека» — скорее всего, и станет важнейшей пружиной политических последствий разворачивающегося экономического кризиса. Впрочем, на данном этапе его развития конфликт случается только в том случае, если «простой человек» оказывается экономически самостоятельным агентом, а не бюджетником или работником крупной корпорации.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera