Сюжеты

Школа мешает стать бизнесменом

Предприимчивость, инициативность, активность, нестандартное мышление, лидерство — поощряет ли школа эти качества?

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 135 от 7 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Общество

Предприимчивость, инициативность, активность, нестандартное мышление, лидерство — поощряет ли школа эти качества?


Фото: Артем ГЕОДАКЯН / ТАСС

Какие качества помогают молодым людям сразу после окончания вуза или даже во время студенчества открывать собственный бизнес и делать его успешным? Как влияет на это школа и что в ней необходимо изменить, чтобы активных и предприимчивых людей было больше, а их проекты — успешнее? Об этом рассуждает Василий РАЛЬКО — вице-президент Московского клуба молодых предпринимателей.

В Московском клубе молодых предпринимателей состоит более полутора тысяч бизнесменов. Я имею возможность наблюдать за тем, как зарождаются бизнес-проекты, складываются судьбы компаний и их основателей. Главный потенциал страны — не нефть, не нанотехнологии и не космическая промышленность, а люди. Ресурсы нужно вкладывать в людей, и делать это через образование. Но то, как сегодня пытаются реформировать образование, — не поможет.

С одной стороны — нашу систему образования стараются переделать по западным образцам. Но на Западе многие сегодня недовольны своим образованием, считают, что оно не отвечает вызовам времени. Пока мы будем переходить в течение лет десяти на западную модель образования, там откажутся от нее и перейдут на более эффективную. А мы снова окажемся догоняющими.

С другой стороны — звучат призывы оставить все как есть или даже круче — возродить советскую систему образования: «Она была передовой и готовила лучших в мире специалистов». Но по этой логике, мы сегодня должны начать строить танки Т‑34, потому что в свое время они были лучшими.

Интересно, что нет проекта — создать что-то совершенно новое, чего нет на Западе и не было в СССР, сделать что-то, что Запад счел достойным для копирования, а не наоборот. Мы даже не думаем сыграть на опережение.

Работая и общаясь с предпринимателями, я не раз замечал, что многие трудности в бизнесе у них связаны именно с тем, что в школьное время они не развили полезные умения и навыки, а, наоборот, закрепили вредные убеждения и установки в отношении денег и бизнеса. Но я как бизнес-тренер работаю с людьми, которые смогли преодолеть эти барьеры и все-таки создать свой бизнес. А тысячи людей даже не задумывались о такой возможности.

Сегодня в школах жесткие и конкретные предметные знания — это основное. Но большая часть из них в жизни не понадобится. И даже если знания имеют практический аспект и практическую пользу, ученикам не показывают, как можно использовать их на практике.

А для того чтобы появились желание и возможность начать свое дело, важно не только содержание знаний, но и форма их получения. Традиционный подход: ввести новый предмет, например, курс экономики, — не решит эту задачу. Школьникам необходима не столько теория и определения из учебника, сколько возможность войти в процесс. Поэтому самой интересной формой обучения может быть деловая игра или обучение действием. В современных условиях школьный класс под руководством учителя может создать настоящий бизнес в интернете (например, интернет-магазин) без отрыва от учебного процесса. Можно распределить роли: кто будет отвечать за финансы, кто займется дизайном, а кто будет руководить общей работой. И теоретические знания по экономике сразу же станут востребованными и понятными ученикам, они увидят, насколько они полезны в их практическом деле. А соревновательный эффект (с другими классами) увлечет их с головой. И это интереснее любых компьютерных игр.

Мягкие навыки школа тоже дает. (Англоязычный термин soft skills, один из основополагающих в менеджменте, у нас переводят буквально как «мягкие навыки». Ред.) Например, знание логики, умение грамотно выражать свою точку зрения, навыки публичного выступления. Но этого мало, а умения работать в команде, планировать свое время и дела, вести переговоры, системно мыслить, анализировать тексты — школьник получает крайне недостаточно. Главное — научить постоянно учиться, извлекать ценный опыт не только из школьных уроков, но и из любой полученной в жизни информации и сразу же находить для этого практическое применение.

Сегодняшние предприниматели быстро понимают, чего им не хватает, и идут самостоятельно на платной основе осваивать soft skills на специальных тренингах и семинарах. Но сколько людей не смогли или даже не стали пытаться реализовать свои идеи только из-за слабого развития мягких навыков.

А еще школа формирует отношения, установки и убеждения, которые не всегда осознаются, но влияют на все сферы жизни. Например, отношение к деньгам, установки по поводу доверия, убеждения, касающиеся труда и работы.

С этой сферой сложнее всего. Люди склонны учиться в первую очередь на примере. Как говорят англичане: «Не надо воспитывать своих детей, они все равно будут похожи на вас — воспитывайте лучше себя». А главный пример для подражания у ученика — учитель. Ученики, как губка, впитывают то, как он относится к жизни, к успеху и деньгам, к работе, к общению между людьми. Но если мы посмотрим на те установки, убеждения и стратегии, которые позволяют человеку с большей вероятностью открыть свой бизнес и достичь в нем успеха, то быстро увидим, что те личностные качества, которые закрепляются в школе, не просто не помогают, а зачастую откровенно мешают.

Какие личностные качества помогают человеку создать бизнес и стать успешным?

Активность и инициативность. Не знаю, как у вас, а по моему школьному опыту инициатива всегда была наказуема, а самой лучшей и одобряемой позицией был конформизм. Школьников учат послушанию.

Умение самостоятельно мыслить и находить нестандартные решения. Но больше шансов стать отличником у того, кто повторяет слова учителя и учебник, чем у того, кто предлагает что-то свое. Детей учат тому, что есть правильный ответ на любой вопрос, но в жизни это совсем не так.

Отношение к деньгам как к результату своего труда и пользе, которую ты приносишь людям. Но многие учителя, с которыми я встречался, несчастны, пессимистичны и циничны, не любят свою работу, недовольны собственной жизнью, ненавидят богатых и завидуют им. Свою картину мира они активно транслируют ученикам, закрепляя в них убеждение, что лучше быть бедным и несчастным, но чувствовать свою правоту перед несправедливым миром. И в русской литературе, которая призвана служить морально-нравственным компасом, предприниматели обычно антигерои: жадные купцы, помешанные на деньгах, и бездуховные промышленники, эгоистичные и корыстные дельцы. Все это воспитывает отношение к деньгам как к чему-то грязному.

Я не люблю проблематизировать, не предлагая решений. Но, к сожалению, не могу предложить программу реформ или «дорожную карту» со сроками и датами. Но основные направления развития в этой области вижу.

Необходимо начиная с младших классов в игровом формате изучать все этапы создания и развития своего бизнеса. В рамках таких игр школьники смогут лучше разобраться в финансах, продажах, товарах и услугах, конкуренции. Важно развивать мягкие навыки и всячески поощрять желание выступать в роли лидера. Но еще важно — создавать положительный образ предпринимателя. Закреплять у детей ценности и убеждения, которые помогут им в создании и развитии своего дела.

Мне возразят: «А нужно ли нам, чтобы все дети стремились стать бизнесменами?» Конечно, нет. Но предпринимательские знания, умения и установки полезны в любой профессии. С ними наемный работник в любой бизнес-корпорации гораздо лучше понимает работу компании и растет в своей карьере. Предприимчивость, инициативность, активность, нестандартное мышление, лидерство и умение работать в команде влияют на успех в любой профессии — врача, госслужащего или артиста. Предпринимательство — это не столько деятельность, сколько образ жизни и образ мысли. И человек, который мыслит подобным образом, становится успешным профессионалом, ответственным гражданином, а еще — гармоничной и счастливой личностью.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera