СюжетыКультура

Глаза не видят, сердце делает

В Москве пройдут спектакли-невидимки для слабовидящих

В Москве пройдут спектакли-невидимки для слабовидящих

Каким должен быть спектакль для слабовидящих и слепых? Как дать им понять и почувствовать, что происходит на сцене? И вообще, возможно ли это – спектакли для слепых? Группа московских артистов из театра-музея «Булгаковский дом», доказали: возможно. И придумали для слабовидящих спектакли-невидимки.

Если вы придете на такое представление, вы найдете на кресле маску для сна. Это нужно для того, чтобы вы, пока идет действие, во-первых, краешком сознания побывали в том мире, в котором постоянно живут слепые люди, а во-вторых, чтобы вы «увидели» спектакль так, как его стоит «видеть» по замыслу авторов. До спектаклей-невидимок едва ли не единственной возможностью для незрячего человека прикоснуться к театру была аудиопостановка: актеры читают по ролям пьесу, звучит музыка и прочие сопровождающие действие звуки, помогающие погрузиться в атмосферу действия, и «зрителям» предлагается подключить свое воображение, чтобы «дорисовать» все остальное. Но создатели «невидимок» пошли дальше. Зрители не только слышат голоса и шум ветра, музыку, голоса зверей и птиц. Если дует ветер, зрительный зал обдувают феном. Если герой идет по летнему лугу, в зале пахнет скошенными травами. Когда герой ныряет, на зрителей летят капли воды. Если в пьесе собирают яблоки и бросаются ими, на колени зрителей падают самые настоящие (вкусные) яблоки!

Сегодня в репертуаре труппы пока один спектакль – «Вольке» для учащихся младшей и средней школы. Но труппа репетирует новую пьесу для ребят старшего школьного возраста – «Чучело».

Ксения Дмитриева, автор пьесы «Вольке», рассказала, что, обучаясь в театральном институте, она познакомилась с Леонидом Шорховым, который, будучи незрячим, придумал и воплотил в жизнь благотворительный проект «Сказка всем» — аудиосказки для слепых детей. Познакомившись с ним, Ксения написала сценарий – историю мальчика, путешествующего из Германии в Россию, и за три месяца поставила эту сказку со своими друзьями, режиссером Катериной Негруца и артистами театра-музея «Булгаковский дом» Яниной Исаичкиной, Ярославом Жалниным, Егором Сальниковым и Олесей Абрамовой.

«Когда мы поставили спектакль, — говорит Ксения, — то поняли, что спектакль невозможно сыграть: он живет, пока его играешь, поэтому мы стали искать возможность ездить в другие города с нашим «Вольке». На помощь новаторам пришел фонд «Искусство, наука и спорт» — и актеры отправились в региональные дома-интернаты для незрячих детей. Осенью они съездили в 10 городов, на весну планируют еще 10 поездок.

«Все, что случилось со спектаклем и проектом, это неслучайные случайности, которые происходят с правильными вещами, — говорит режиссер проекта Екатерина Негруца. — Появились актеры, потом присоединились нужные люди, и все превратилось из аудиокниги в спектакль, а потом вдруг появился первый спонсор, и это вдруг превратилось в огромный разъездной проект «Видящие сердцем» и театр. Поэтому мы уже немного привыкли к чудесам, хотя продолжаем им радоваться».

С этой точки зрения закономерно появление в жизни проекта команды молодых людей, прошедших тренинг личностного роста. Восемь человек из абсолютно разных сфер деятельности, которых объединил тренинг, собрались в команду, одной из целей которой было поддержать благотворительный проект. Рассматривали много вариантов, но остановились на помощи незрячим детям. Им удалось собрать более полутора миллиона рублей: просили помочь друзей, обзванивали компании, общались с партнерами, приходили к незнакомым людям и говорили: «У незрячих детей только одно будущее: собирать розетки. Пожалуйста, дайте денег на наш проект». Благодаря их помощи, проект «Видящие сердцем» получил помещение на год, артисты купили аппаратуру и музыкальные инструменты, распланировали поездки. «Мы и до этого помогали разным домам-интернатам, но это была разовая помощь – поставили окна и забыли, — говорит предприниматель Максим Кучеренко, один из тех, кто помогал найти деньги, — а в этот раз нам хотелось взять необычный проект, которому дать начало, чтобы дальше он мог существовать независимо от нас».

Однако артисты не остановились на достигнутом и замахнулись на большее – создать среду для выявления и развития у детей профессиональных театральных качеств и интеграцию незрячих в профессиональный театр. Они предложили слабовидящим и незрячим детям стать участниками театрального действия. Екатерина Негруца вместе с актерами занимаются с ребятами в театральной студии. На занятиях дети выполняют стандартные для драмкружков этюды, учатся изображать эмоции, взаимодействовать на сцене, держать ритм и так далее. И когда они стоят на сцене со взрослыми друзьями-артистами, не менее старательно выполняя указания режиссера, через какое-то ты уже не замечаешь особенностей их физического состояния. Следишь за сюжетом, игрой, и видишь на сцене дружную труппу и детей, которым просто хорошо.

Вероятно, это и есть главное достижение их педагогов, артистов, режиссера, автора сценария и их помощников: театральное волшебство делают этих ребят такими же, как и все остальные – и для зрителей, и, что, возможно, еще важнее, для них самих.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow