Сюжеты

Золотой Кракатук на Покровке

Потомственная почетная гражданка Москва хочет стать уютной

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 139 от 16 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

Потомственная почетная гражданка Москва хочет стать уютной


Здесь оживут старинные легенды
Фото: Галерея «Дом Нащокина»

И Москва изобретает, изыскивает, лепит заново мансарды, чуланчики, галереи, арт-маркеты, лавки пряников, почти семейные Святки в малых музеях на манер XIX века. Выставка-феерия «Щелкунчик» в галерее «Дом Нащокина» — из этого ряда.

Три комнаты — более комнаты, чем выставочные залы. Елка-привратница на лестничной площадке, стеклянный шкаф с маленькими Щелкунчиками из Нюрнберга и русскими расписными богородскими солдатиками. Их можно купить — как и DVD с рождественскими мультфильмами, как и саму сказку Гофмана (на выбор: в шести, кажется, иллюстрированных изданиях).

В трех комнатах детей встречают еще две елки. Одна украшена только Щелкунчиками (стеклянными, деревянными, фарфоровыми, в бархатных плащах, с фольговыми саблями), Мышиными Королями в гусарских мундирах и Машами (балетными Кларами, маленькими Мари, дочерьми советника медицины Штальбаума) с куклой-Щелкунчиком в руках. На другой (и это, конечно, главная елка, елка-кульминация!) сияют бархатные, бисерные, шелковые, расписные, лепные елочные игрушки из коллекции директора галереи «Дом Нащокина» Натальи Рюриковой.

В зале, посвященном балету, — два манекена в костюмах из «Щелкунчика», эскизы Михаила Шемякина, камерная работа Зинаиды Серебряковой (репродукция), история «Щелкунчика» Чайковского в выставочных пояснениях. Мультфильм, фрагменты балета идут на видео.

В двух других комнатах — иллюстрации к сказке (особенно хороша графика Геннадия Спирина), цитаты из нее, куклы московских художников: лучше всего Эрнст Теодор Амадей Гофман собственной персоной работы Надежды Беляковой и сюрреалистический «Сон Щелкунчика» известного кукольного мастера Виктора Назарити. И еще — картонный дворец в детский рост с сияющими окнами, кукла Крестного Дроссельмайера верхом на часовом футляре в углу, механические игрушки: дети бесконечно кружат на коньках по зеркальной поверхности замерзших прудов (такие игрушки, как мы помним, искусный механик Дроссельмайер и дарил на Рождество детям Штальбаумов). И бесчисленные Щелкунчики в распахнутых шкафах, и деревянная колыбель под шкафом, где спят серые плюшевые мышата (их можно тискать!).

Очень тепло. Темно-красные шторы задернуты. Галерея сияет насыщенными красками кустодиевской Москвы. Старинные бюро и секретеры точно вписаны в реконструкцию: на самом деле, полагаю, здесь музеефицирован не только «сон о Щелкунчике», но и сон о «хорошей детской», о семейном празднике, об обжитом поколениями московском флигельке…

О том, в конце концов, — чтобы ко всем на каникулы съехались сестры и братья.

Пока — здесь тихо в будни. И, как говорят, трудно даже подойти к елке в выходные. С 19 декабря начнутся рождественские представления: «Путешествие с господином Дроссельмайером» в постановке бывшего солиста Большого театра Георгия Гераскина, мастер-классы для детей по росписи деревянной игрушки, театрализованные игровые экскурсии. До 29 февраля на Покровке будет открыт… не столько даже Конфеттенбург (королевство Щелкунчика, где на его свадьбе с Мари Штальбаум плясали 22 тысячи в пух и прах разряженных кукол), сколько кусочек старой, вымечтанной Москвы. Когда-то разрушенной настолько, что есть лишь один верный способ ее увидеть: медленно отстраивать ее — комнату за комнатой.

Для взрослых смысл выставки в этом. Детям, слава Богу, на ней просто очень уютно и весело.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera