СюжетыОбщество

Наклон вперед

Пока чиновники рапортуют о возрождении ГТО, тренеры и родители за свой счет содержат детский спорт

Пока чиновники рапортуют о возрождении ГТО, тренеры и родители за свой счет содержат детский спорт
Министр спорта Саратовской области выполнил рывок гантели 16 кг. Фото: Вера Салманова / «Новая газета»
Министр спорта Саратовской области выполнил рывок гантели 16 кг. Фото: Вера Салманова / «Новая газета»

Новая аббревиатура из трех букв появится нынешней зимой в жизни одиннадцатиклассников Саратовской области: теперь они будут сдавать не только ЕГЭ, но и нормативы ГТО. Выпускники, планирующие поступление в вуз, пройдут спортивное тестирование с января по март. Добровольно. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, в будущем году нормативы ГТО будут введены во всех российских школах.

Бегом за значком

Желающий сдать нормативы в первую очередь должен зарегистрироваться на сайте gto.ru. В заявке нужно указать домашний адрес, место работы (и даже дату начала работы), мобильный телефон и прикрепить фотографию. Участнику присваивают идентификационный номер. Записаться на сдачу нормативов в Саратовской области пока нельзя: система не находит ни одного центра тестирования в регионе. Как объясняют в саратовском министерстве спорта, федеральный оператор еще не успел обработать переданную с мест информацию.

По сведениям ведомства, центры тестирования открыты в каждом районе области. В Саратове три площадки оборудованы за счет субсидии из федерального бюджета: на покупку спортинвентаря было выделено 2,2 миллиона рублей.

На одной из таких площадок в манеже стадиона «Локомотив» провели пробное тестирование для журналистов.

Первым вышел областной министр спорта, снял пиджак и, не расслабляя галстука, выполнил «рывок гири 16 кг». Практически все чиновники, сдающие ГТО в присутствии телекамер, выбирают именно этот вид испытаний, выглядящий куда солиднее, чем, например, «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами».

«Пробуйте! С 2017 года у нас сдает взрослое население», — мрачно заметил судья в бордовой жилетке, глядя, как пресса пытается выполнить «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине». По словам судьи, результат пока «на защелку от значка».

Журналисты первые пробуют сдать нормы ГТО. Фото: Вера Салманова / «Новая газета»
Журналисты первые пробуют сдать нормы ГТО. Фото: Вера Салманова / «Новая газета»

«Дети очень ослаблены»

Роман работает детским тренером по карате в муниципальном клубе. Здание с толстыми стенами и высоченными потолками в середине прошлого века построил оборонный завод. Тренер сидит в кресле, держа идеально прямую спину, заваривает зеленый чай, говорит медленно и уверенно: «Мое отношение к ГТО — категорически положительное. Большинство детей, которые к нам приходят, очень ослабленные, потому что у семей нет активного отдыха: родители не катаются на велосипедах и лыжах, не ходят на пробежки».

Как говорит тренер, «работа с детьми вообще очень тяжелая, а с четырехлетними детьми, которые приходят на начальную подготовку, — титанический труд»: «Они же как горох! Группы должны быть небольшие, нужно удерживать внимание ребенка, постоянно находиться с ними в процессе игры. На первой тренировке любой может расплакаться, потому что незнакомый дядька командует».

Два раза в год тренер устраивает большой поход — воспитанники вместе с родителями, бабушками, младшими братьями и сестрами отправляются в лес. Команда детей (усиленная Романом) играет в футбол против команды взрослых. Проигравшие отжимаются, затем все вместе жарят шашлыки.

По официальной статистике, в Саратовской области систематически занимается спортом 21% детей и подростков до 15 лет.

По наблюдениям тренера, количество желающих резко подскочило во время Олимпиады: «Это был просто бум, взрыв. Все секции были битком забиты». Но затем произошел спад: свою роль, по мнению Романа, сыграл телевизор, который переключился со спортивных побед на войну и кризис.

К тому же большая часть спортивной экипировки — импортного производства, за год цены выросли вдвое. Одно только кимоно на ребенка четырех-пяти лет стоит сейчас больше 2 тысяч рублей. Кроме него, нужны жилет, защиты для голени и стопы, перчатки, капа. Роман достает калькулятор и, постучав по кнопкам, объявляет: «Чтобы экипировать спортсмена по всем правилам, нужно 10-11 тысяч рублей».

Спрашиваю, что делать, если маленький спортсмен подает большие надежды, а семья не тянет расходов? Тренер отвечает, что в таких случаях обращается «к патриотически мыслящим бизнесменам». Правда, в связи с кризисом отношение спонсоров поменялось «абсолютно не в лучшую сторону».

Зарплата детского тренера колеблется у отметки 20 тысяч рублей. Чтобы выплачивать ипотеку, Роман «репетиторствует» — проводит индивидуальные тренировки по 400 рублей за час. Домой тренер попадает не раньше 22.00.

Приведи ребенка в спорт! Полный прайс

Сын Ирины (собеседница попросила не называть свое настоящее имя) три года назад начал заниматься хоккеем. Оказалось, что быть родителями юного спортсмена — очень дорого. Полная экипировка шестилетнего мальчика обошлась в 15 тысяч рублей.

Но самый сильный удар по семейному кошельку наносят поездки на турниры. Команда выезжает в среднем раз в месяц. Как рассказывает Ирина, родители сами ищут в интернете информацию о детских турнирах и выбирают те, что поближе, — в пределах 500—600 километров от Саратова. Мамы и папы оплачивают всё — проезд, проживание, питание. «Одни организаторы разрешают участникам жить на съемных квартирах. Это дешевле, взрослому и ребенку можно уложиться в 10 тысяч рублей. Другие требуют, чтобы гости останавливались в определенной гостинице или пансионате, ведь организаторы на этом зарабатывают. В таком случае расходы могут вырасти до 20 тысяч рублей».

Постоянные родительские вложения имеют неприятный побочный эффект: происходит коммерциализация детского спорта. Папы, внесшие самые крупные инвестиции, ожидают соответствующего результата. Среди родителей игроков одной команды начинаются конфликты: взрослые спорят, кто из восьмилетних мальчишек попал в первый состав «не по спортивному принципу».

«Состоятельные родители спрашивают, о чем я думала, когда вела ребенка в хоккей, ведь это один из самых дорогих видов спорта!». Действительно, Ирина думала не о деньгах. Она хотела, чтобы ребенок закалялся.

Как это было в СССР

Саратовец Александр Иванов получил Золотой значок ГТО еще в 1970-е. Александр Васильевич выступал за саратовскую хоккейную команду «Кристалл», играл в составе молодежной сборной СССР, победившей на чемпионате мира 1975 года, около 20 лет тренирует детей в школе олимпийского резерва. Как объясняет тренер, в советское время сдача нормативов была только частью хорошо развитого и доступного массового спорта. Без восстановления всей этой системы толку от введения тестирования не больше, чем от прочих громких лозунгов чиновников.

Иванов начал заниматься спортом в детском клубе при жилотделе поселка авиазавода. По словам Александра Васильевича, такие клубы были в каждом микрорайоне. Завод оплачивал ставки воспитателя и тренера. В полуподвале хрущевки открыли зал для настольного тенниса, во дворе зимой заливали хоккейную коробку, детям бесплатно выдавали клюшки и форменные майки. «В дворовых командах мы получали серьезную физическую подготовку и нарабатывали игровую практику. Матчи «Золотой шайбы» между командами жилучастков показывали по местному телевидению. На игры заводских клубов приходило больше зрителей, чем сейчас на команду мастеров. Это было почвой, на которой вырастали чемпионы советского хоккея».

Изображение

Сегодня первичное звено подготовки отсутствует. В школу олимпийского резерва дети приходят с нуля. «Знаем, сколько стоит форма, поэтому берем практически всех, чтобы хоть кто-то остался», — вздыхает Александр Васильевич. По его наблюдениям, из первоначально записавшихся 150 человек продолжают заниматься не больше трети.

Несколько лет назад в Саратове с помпой открыли два ледовых физкультурно-оздоровительных комплекса, построенных при поддержке «Единой России».«Ленточки торжественно перерезали — а как в них заниматься? К основному катку должны прилагаться два-три тренировочных, чтобы дети могли кататься дополнительно. Нужны большие раздевалки, ведь только одна сумка с детской формой — больше метра в длину. Нужен полноценный спортзал для тренировок «на земле». Ничего этого в новых комплексах нет».

Александр Васильевич подрабатывает в Ночной лиге: его пригласили в команду мебельной фабрики, подарили полный набор экипировки стоимостью около 100 тысяч рублей. «Сам я такую форму не купил бы ни за что», — признается Иванов. По его словам, зарплата тренера, ведущего группу начальной подготовки, не превышает 14 тысяч рублей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow