СюжетыОбщество

Управление имитацией

Мы стоим на пороге финансовой катастрофы в школе

Этот материал вышел в номере № 141 от 21 декабря 2015
Читать
Мы стоим на пороге финансовой катастрофы в школе
Изображение

Школьный год не совпадает с календарным. Поэтому подводить итоги года в образовании можно условно: какие события стали наиболее заметными, что важного произошло или, наоборот, — чего не произошло.

Я считаю, что самым важным стали торможение законопроекта о единых учебниках и активная дискуссия сторонников современной и архаичной стратегии развития образования в России.

Нельзя не заметить, что образование — одна из немногих площадок, на которых идет равноправная дискуссия сторонников модернизации и консервации школы. И по всему видно, что такая дискуссия идет не только среди педагогов, ученых или экспертов, но и во властных кругах.

Все помнят, как некоторые депутаты призывали к ответу Минобрнауки за внимание к изучению иностранных языков, ставился даже вопрос: «На какую страну работают, для каких стран готовят выпускников?»

И вот на днях, на своей пресс-конференции президент ясно высказался в пользу изучения иностранных языков и никакого следа от позиции охранителей в его словах не было.

В образовании идут разнонаправленные процессы, генеральной линии в образовательной политике нет. И это, в общем, соответствует современным международным тенденциям. Тотальные сценарии в образовательной политике — мировые, страновые, даже региональные — приказали долго жить, они не работают как механизмы управления. Есть различные тенденции, причем они также разнонаправленные и быстро меняются; драма этого процесса в том, что системные изменения в технологиях, в экономике, в социальной сфере происходят быстрее, чем цикл образования, даже общего, не говоря уже о полном цикле — от детского сада до постдипломного.

Каким будет мир через 15 лет, не рискнет предсказать никто, поэтому пресловутый тезис «Готовить детей к жизни» становится, мягко говоря, трудновыполнимым. А это значит, что надо пересматривать подходы к результатам школьного образования.

Пересматривать — кому?

Если тотальные механизмы управления образованием перестают работать, то привычные институциональные инструменты — постановления правительства, ведомственные приказы и другие централизованные «дорожные карты» — становятся бесполезными отписками. Они годны только для сведения счетов с неугодными управленцами, для обустройства проверок и пустых докладов и отчетов. Предполагаю, что мы в этом убедимся на предстоящем заседании Госсовета по общему образованию, который состоится 23 декабря.

Изменился предмет управления в образовании — теперь это самостоятельный выбор организациями не только учебных планов и набора предметных областей и методик. Это и финансовая тактика, и планирование расходов, и увеличение доходов за счет количества учеников и внеучебной деятельности.

Управлять самостоятельностью школ — на порядок сложнее, чем управлять самими школами.

При всех издержках — в этом направлении движется Москва, создавая финансово устойчивую систему общего образования за счет передачи средств самим школам и уменьшения числа юридических лиц. Но это — очень сложный и тонкий механизм, не всегда московским властям удается справиться с социальными рисками на этом пути, но активность общественности часто спасает ситуацию.

На такие риски не идет ни один другой регион — в итоге тучные годы не создали устойчивой системы финансирования общего образования, и мы стоим на пороге финансовой катастрофы в школе.

В том числе и потому, что не школа как самостоятельная организация управляет собой, своей программой, методиками и деньгами, а «органы управления» пытаются изображать из себя руководителей учебным процессом, решают, сколько учебников должно быть, какого содержания, на что тратить средства, как и сколько платить учителю.

Еще немного — и в стилистику образовательной политики вернутся «победители социалистического соревнования», «передовики народного образования», как уже вошли словосочетания «враги народа», «разрушители», «иностранные агенты».

Финансовая устойчивость школы — не экономическая задача, а педагогическая.

Если школа развалится финансово, дети вправе спросить: «Дорогие учителя и их начальники, если вы свою жизнь организовать не можете, чему вы нас можете научить?»

Боюсь, что призывы к усилению патриотической направленности воспитания здесь не помогут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow