СюжетыПолитика

«Нужен был кандидат, который сумеет избежать радикализации»

Портрет политика Эмилии Слабуновой на фоне «Яблока»

Этот материал вышел в номере № 142 от 23 декабря 2015
Читать

Новым председателем «Яблока» неожиданно для многих стала Эмилия Слабунова — карельский политик, известный в регионе оппонент губернатора Худилайнена. Нынешний мэр Петрозаводска Галина Ширшина была избрана на свой пост после того, как Слабунову снял с дистанции суд.

Интрига партийных выборов «Яблока» на съезде 19-20 декабря сохранялась до последнего момента и, с точки зрения стороннего наблюдателя, сводилась к двум сюжетам. Во-первых, останется ли лидером организации идущий на третий срок Сергей Митрохин. И во-вторых, сменит ли его Лев Шлосберг, бывший депутат псковского заксобрания, прославившийся расследованием странной гибели российских десантников на фоне активных боевых действий на востоке Украины.

Первый сюжет разрешился к удовлетворению публики: «Яблоко» ограничило полномочия своих председателей двумя сроками. В результате ни Митрохин, ни основатель партии Григорий Явлинский не выдвигали свою кандидатуру.

При этом Явлинский призвал своих единомышленников голосовать за Эмилию Слабунову. Съезд поддержал эту кандидатуру с убедительным перевесом. Шлосберг занял второе место. Развязка второго сюжета публику разочаровала.

Интернет наводнился гневными комментариями: поражение Шлосберга расценивалось как свидетельство того, что партия отказывается от электоральных амбиций и борьбы за статус реальной демократической оппозиции. Больше всего голосов возмущения раздавалось со стороны людей, не участвующих в партийной жизни «Яблока».

Скандал отвлек нас от нескольких важных вопросов.

Что представляет собой кандидатура Эмилии Слабуновой и с какой повесткой она приходит на пост председателя партии? По этому поводу к Слабуновой были сформулированы только смехотворные претензии в связи с «неудачной фамилией».

Какую функцию выполняет председатель партии, если известно, что ее лидером и номером один федерального списка останется Григорий Явлинский? Характерно, что кандидатуру Слабуновой критиковали даже те, кто не знает, кто, к примеру, является сейчас председателем «партии власти» (Спойлер — Д.Медведев).

Наконец, почти никто не ставил вопрос о том, может ли безусловно харизматичный и влиятельный Шлосберг выполнять административные функции лидера партии в предвыборный период. Шлосберг по-прежнему рассматривается как одно из ключевых лиц федерального списка партии, что, однако, не помешало критикам партии заявлять о «предательстве».

Многие вопросы требуют обсуждения, и мы сочли, что правильнее всего будет дать слово самому новому председателю партии Явлинского — Эмилии Слабуновой.

Отдел политики

— На прошедших выборах вы стали своего рода «тёмной лошадкой» в глазах широкой публики. За счет чего, по вашему мнению, удалось победить — сыграли ли ваш авторитет во внутрипартийной жизни или рекомендации Явлинского и Митрохина? Или, может быть, многие делегаты просто не хотели, чтобы председателем был Лев Шлосберг?

— Ну, что значит «тёмной лошадкой»… В партии я состою с 2003 года, на прошлом съезде я была избрана в политкомитет и уже четыре года являюсь его членом. На всех съездах «Яблока» я присутствовала, так что нельзя сказать, что меня в партии не знают.

Конечно, Григорий Алексеевич Явлинский — наш многолетний лидер, и многие рассматривали его как наиболее подходящую кандидатуру на выборах председателя. Но посыл, с которым он выступил на съезде, состоял в том, что запрос на смену власти в обществе является очень актуальным и мощным. Поэтому наша партия, которая предлагает альтернативу нынешней власти, должна показать в этом пример всем остальным. Вы видели, как активно шла дискуссия на съезде, как она переходила с доминирования одной точки зрения к противоположной.

Лев Маркович — фигура известная. Но Явлинский мотивировал мою поддержку следующим образом: нужен был кандидат, который сможет сплотить всех членов партии, не создаст внутрипартийный дисбаланс и сумеет избежать тенденции к радикализации. Он предложил меня, что стало неожиданностью в том числе и для меня самой. Позиция Явлинского, естественно, сыграла важную роль в ходе всех обсуждений.

— Льва Шлосберга прочили на пост председателя все политизированные граждане, кроме, кстати, самих «яблочников». Была даже кампания в Фейсбуке: если председателем будет Шлосберг, я все брошу и пойду голосовать за «Яблоко». То есть на первых порах вы, вероятно, столкнётесь с давлением со стороны определенной части общества. Вы готовы к работе в таких условиях? И как вы намерены переубедить общественность?

— Я сама до последнего момента рассматривала Льва Марковича как главного претендента на пост председателя. Еще за две недели до съезда я готова была поднимать руку за него независимо оттого, будет ли выдвинута моя кандидатура или нет. Но то, как потом начала разворачиваться ситуация, насторожило очень многих членов партии. В итоге многие из тех, кто собирался его поддерживать, изменили свое решение.

Я с глубочайшим уважением отношусь ко Льву Марковичу — мы встречались, когда он приезжал в Петрозаводск, разговаривали. И на съезде я сказала ему, что не стоит делать никаких поспешных выводов, нужно воздержаться от эмоциональных реакций. Позднее у нас был разговор один на один — правда, не очень действенный, потому что съезд оказался очень напряженным.

Я сказала, что мы не должны быть эгоистами — мы ведь люди команды. У меня нет и не было амбиций получить какой-то статус, должность. Не только сейчас, в партии, но и вообще — по жизни. Я ориентирована на дело, и каждый раз воспринимаю все предложения с точки зрения объема работы и той ответственности, которую нужно на себя принять.

Амбиции включаются лишь с того момента, как я даю согласие — теперь я готова пахать, делать все, что в моих силах. Но я не жила с этой мечтой. Меня много спрашивали — вы претендуете на эту должность, хотите стать председателем? Такие глаголы тут просто неуместны. Я не претендую и не хочу, потому что я понимаю, насколько огромен груз ответственности. Я представляю всю ту работу, которую нужно проделать, но я человек команды. И если команда выдвигает меня и считает, что я справлюсь, то, как ответственный человек, я зажимаю свои эмоции и соглашаюсь.

Возможно, последние события, связанные с лишением Льва Марковича депутатского мандата в Пскове, приводят к тому, что обида сейчас в нем доминирует. Я предложила его в состав политкомитета, потому что считаю, что его ум и эрудиция очень важны для этого органа, который вырабатывает все ключевые политические решения. Партия «Яблоко» — это Митрохин, Явлинский, Иваненко, но и Лев Шлосберг. Но тут нет места для эгоизма — мы все должны заботиться о команде, о деле, о результате.

— Это касается внутрипартийных отношений. А что вы можете сказать по поводу давления извне?

— Я думаю, что оно эмоционально обусловлено и сиюминутно. В партии происходят уникальные вещи, и давление появляется именно на этой волне. Где вы видели, чтобы вопросы решались таким образом, как на прошедшем съезде «Яблока»? Естественно, многих захлестывали эмоции. Я читала некоторые, в том числе нелестные, комментарии в мой адрес. Но я всегда говорю, что люди делают, то что им легче — если легче сплетничать, то они занимаются этим, а для меня, например, легче работать. Эта эмоциональная волна спадет, когда они увидят, что партия готова к конструктивному диалогу со всеми. Со сталинистами или с националистами мы, конечно, не будем сотрудничать, но со всеми, кто исповедует такое же видение будущего нашей страны, мы готовы объединяться, формировать общий список, договариваться о разделении округов. Это надо делать цивилизованно, спокойно, без истерик. Я уверена, что если все стороны будут действовать именно так, то все пойдет как надо.

— Если говорить о председателе партии не как о статусе, а как о конкретной работе — чем именно вам придется заниматься, каким будет ваш функционал и полномочия?

— Это управление партией во всех ее аспектах, начиная от работы аппарата центрального офиса и заканчивая работой с региональными отделениями. Это общее руководство работой всех органов управления — и бюро партии, и политического комитета. Это представительские функции, взаимодействие со всеми общественно-политическими институтами. Председатель партии имеет такие же функции, как и любой руководитель — он полностью отвечает за содержание работы организации.

Но здесь масштабы сравнимые с госкорпорацией: 77 региональных отделений — это очень много для нашей страны. Недавно я проводила вебинар, и кто-то спросил, за какой период времени я проеду все 77 регионов. Я говорю: «А за сколько надо? За столько и проеду». Если партия скажет, что эффективность работы председателя измеряется таким образом, то я готова буду это сделать. При желании, можно, наверное, и за две недели все проехать. А вообще я получила очень много приглашений в различные регионы, от Калининграда до Сахалина.

Кроме того, на съезде я говорила о трех векторах деятельности «Яблока», которые я считаю наиболее важными: развитие самой партии как организации, продвижении партии и подготовка к выборам. Нужно грамотно выстроить все эти процессы, потому что время уже поджимает.

— Обычно на выборы партию ведет председатель, но, судя по некоторым заявлениям на съезде, лидером федерального списка «Яблока» будет Явлинский. А вы во время электорального цикла будете выполнять функции организатора или же примете непосредственное участие в предвыборной борьбе?

— Думаю, что и участие в выборах я тоже буду принимать. Этот вопрос мы будем решать на втором этапе съезда, а до этого будем обсуждать его в политкомитете. Сергей Митрохин, высказываясь поддержку моей кандидатуры, говорил, что наличие женщины во главе партии даст какие-то дополнительные преимущества во время выборов.

— Среди всех политических партий «Яблоко» занимает наиболее чётко артикулированную антивоенную позицию. В то же время большинство россиян одобряет участие России в военных действиях против террористов в Сирии. Вы как-то попытаетесь переубедить этих людей?

— Мы, безусловно, говорим о том, что России нужен мир. Доля населения, которая приходит к этому выводу, растет с каждым днем. Мир нужен, в первую очередь, для того, чтобы среди российских граждан никто не погибал. Но очень важно и то, чтобы за счет тех средств, которые сегодня идут на военные цели, мы могли строить нашу экономику и развивать все остальные сферы. Я, как житель Карелии, вижу, что сегодня происходит в здравоохранении, образовании, культуре. Когда дома культуры закрываются, в библиотеках годами не закупается ни одной книжки, сельские дома переходят на печное отопление, потому что не могут оплачивать централизованное… Когда в результате оптимизации в одном из районов Карелии закрывались фельдшерско-акушерские пункты, его жителям приходилось тратить от 1500 до 6000 рублей просто на проезд до больницы! В Республике десятки тысяч рек и озер, при этом в городе Кемь стоит вопрос о том, чтобы выдавать людям питьевую воду по талонам — это как называется? А посмотреть на наши лесные поселки — как будто военные действия проходили, такая там разруха.

— Расскажите о феномене карельского «Яблока». Почему именно в этом регионе партии удается показывать устойчивые результаты, почему не выходит в большинстве других?

У нас сильное региональное отделение, сильная команда, в которой собраны профессионалы с хорошей репутацией. Они известны и авторитетны, поэтому за них голосуют. Они своей деятельностью доказывают то, что они преследуют интересы Республики и выполняют все то, что обещают своим избирателям. Наша фракция «Яблока» в Заксобрании Карелии постоянно использует эту трибуну, чтобы показать, чем будут чреваты те или иные решения, которые принимает республиканская власть. Мы также имеем медийные ресурсы для того, чтобы доносить информацию до населения. Люди понимают, что реально происходит в республике — и кто борется за их интересы. Депутаты, можно сказать, готовы жертвовать своей безопасностью — сейчас четыре члена партии находятся под уголовными делами, а Василий Попов вообще в изгнании, скрывается в Финляндии. Умные, думающие люди всё это видят и всё понимают. Кроме того, у нас довольно большой опыт работы и очень сильный политтехнолог.

— Вы когда-нибудь встречались с Вячеславом Володиным или другими кураторами внутренней политики из Администрации президента? Как вы думаете, для них ваша победа стала сюрпризом?

— Думаю, что да, это было для них сюрпризом. С ними я не встречалась, но надеюсь, что еще встречусь в качестве председателя — нам точно будет, что обсудить.

Эмилия Слабунова родилась в Уфе. Окончила исторический факультет Куйбышевского государственного университета. Кандидат педагогических наук. С 1982 на педагогической работе. В 1999 году возглавила Лицей № 1 в Петрозаводске, директором которого оставалась вплоть до 2013 года. Политическую карьеру начала в 2001 году, когда ее избрали депутатом Петрозаводского городского совета. В партии «Яблоко» с 2003 года. В декабре 2011 года была избрана депутатом заксобрания республики Карелия по единому избирательному округу. Заместитель председателя комитета заксобрания по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, член фракции «Яблоко». В сентябре 2013 года баллотировалась на пост мэра Петрозаводска, однако ее кандидатура была снята судом. Победу над действующим мэром, единороссом Николаем Левиным одержал запасной кандидат от «Яблока» Галина Ширшина.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow