СюжетыПолитика

Пикет — плакат — тюрьма

Следствие и суд активно нарабатывают практику по новым статьям УК

Этот материал вышел в номере № 142 от 23 декабря 2015
Читать
Следствие и суд активно нарабатывают практику по новым статьям УК
Фото: Петр Кассин / Коммерсант
Фото: Петр Кассин / Коммерсант

22 декабря был вынесен очередной обвинительный приговор по «болотному делу». Иван Непомнящих признан виновным в участии в массовых беспорядках и применении насилия к представителю власти. Приговорили его к двум с половиной годам колонии общего режима. Весь период следствия и судебных заседаний Иван находился под домашним арестом. У многих была надежда на то, что срок будет условным, ведь есть сложившаяся судебная практика: если человека до суда не брали под стражу, то и после приговора он останется на свободе.

Иван не скрывался от следствия. С 2012 года он успел окончить институт и устроиться на работу по профессии. Работал до того момента, пока ему не избрали меру пресечения в виде домашнего ареста. Павел Чиков, руководитель правозащитной группы«Агора» написал в твиттере комментарий к приговору: «Непомнящих 8 месяцев под домашним арестом был. Срок засчитывается один к одному. Итого — 1 год 10 месяцев отбывать. Если апелляция не снизит (срок)».

Иван, спокойно улыбаясь, с приготовленной заранее сумкой удалился с конвойными.

21 декабря кубанскую активистку Дарью Полюдову приговорили к двум годам колонии поселения. Дело против нее было возбуждено после неудачной попытки провести «Марш за федерализацию Кубани», который по факту был просто одиночным пикетом. Закон о штрафах и тюремном заключении за призывы к сепаратизму был подписан президентом 30 декабря 2014 года. Так появилась новая уголовная статья 280.1 УК: штрафы либо лишение свободы до трех лет. «Первоходом» по ней стала Полюдова. Второй эпизод, за который судили Дарью, это перепост в социальных сетях чужого призыва к социалистической революции. Третий эпизод — критическая запись о президенте РФ, которую сделала в соцсетях сама Полюдова. Подсудимая отрицала все обвинения и настаивала, что выступает против войны.

7 декабря по еще одной новой статье 212.1 УК (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) был осужден на три года лишения свободы активист Ильдар Дадин. Его я знала лично. Это простой и честный парень из Железнодорожного. После всех маршей и митингов 2012 года пути большинства участников разошлись, а Ильдар остался. Он ходил на суды по «болотке» и поддерживал ребят, выходил с одиночными пикетами и требовал свободу политзаключенным. Он ездил в Киев на Майдан. Однажды его даже задержали сотрудники центра «Э» на киевском вокзале. Ему неоднократно говорили, что нужно уезжать, но он отказался.

8 декабря похожий приговор должны были вынести Владимиру Ионову по той же уголовной статье. Но он был госпитализирован в реанимацию и суд отложили. 21 декабря Ионов дал о себе знать. Он тайно уехал на Украину.

76-летний пенсионер предпочитал одиночные пикеты. Никто бы не узнал об этом человеке, если бы его не задерживали за стояние с плакатиками и если бы не Гоша Таресевич — фрик-патриот, соратники которого облили пенсионера зеленкой.

Уголовная статья 212.1 в России стала прямым следствием событий на Майдане в Киеве. По ней предусмотрены штраф до миллиона рублей или реальный срок до пяти лет. Так Ионове, Дадине и еще двух активистах стала складываться новая судебная практика.

Еще два активиста, ожидающие решения своей судьбы, — Ирина Калмыкова и Марк Гальперин.

Ирине Калмыковой 52 года, у нее трое детей, две взрослые дочери и сын, которому 14 лет. В прошлом она успешная бизнесвумен из Сибири, но ее бизнес отобрали, дом сожгли. «Новая» подробно об этой истории писала. В Москве Ирина вступила в «Левый фронт» и осталась в протесте после его разгрома. На мой вопрос, за что на нее возбудили уголовное дело по ст. 212.1, она ответила: «В апреле я вышла с плакатом «Банда убивает», 6 сентября — «Свободу политзаключенным», а в третий раз, 26 сентября, задержали за одиночный пикет без плаката. У Ирины были обыски, суд назначен на 18 января.

Марку Гальперину 46 лет, у него-то как раз есть политические амбиции: он пытался организовать собственное движение, поэтому постоянно участвовал в одиночных пикетах и собрал коллекцию «административок».

На самом деле, я думаю, что из большого числа активистов эти люди выбраны не случайно. Телевизор с утра до вечера настраивает людей против Украины, против тех, кто вышел на Болотную площадь. Проблема только в том, что в УК не описано, что ты можешь сесть за Майдан или за Конституцию. Так складывается судебная практика, позволяющая в перспективе посадить любого, кто потребует улучшить качество питания в детских садах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow