СюжетыОбщество

Версию теракта исключает СК

Волгоград вновь «тряхнуло» накануне Нового года

Этот материал вышел в номере № 142 от 23 декабря 2015
Читать
Волгоград вновь «тряхнуло» накануне Нового года
Волгоград. Улица Космонавтов, 47. В первую ночь после трагедии спасателям удалось разобрать 18 плит перекрытия Фото предоставлено пресс-службой администрации Волгоградской области
Волгоград. Улица Космонавтов, 47. В первую ночь после трагедии спасателям удалось разобрать 18 плит перекрытия
Фото предоставлено пресс-службой администрации Волгоградской области

В Волгограде произошло очередное ЧП, заставившее говорить о нем всю Россию. В Дзержинском районе города прогремел взрыв в девятиэтажном жилом доме. Два года назад в Волгограде в конце декабря один за другим произошли два террористических акта, погибли десятки человек. Известие о взрыве в минувшее воскресенье горожане тоже первоначально восприняли как акт терроризма. И даже после того, как следователи полностью исключили такую вероятность, волгоградцы не верят, что накануне новогодних праздников 277 человек лишились жилья, сбережений, привычного уклада жизни из-за газового баллона, рванувшего на седьмом этаже. Часть пострадавших расселили в пунктах временного проживания, остальные разъехались по друзьям и родственникам.

Взрыв в жилом доме № 47 по улице Космонавтов в микрорайоне «Семь ветров» раздался сразу после полудня. Хлопок был такой силы, что в соседних домах задребезжали стекла, сработали сигнализации на легковушках, запаркованных в микрорайоне. Вой машин, грохот обломков, черный дым… Спешившие по своим делам в воскресный полдень люди останавливались — на их глазах оседала стена девятиэтажного дома, а из образовавшегося провала вырывались языки пламени.

Наталья Плотникова живет в соседнем доме, пенсионерка. «Когда я услышала хлопок, подумала, что на крышу дома что-то упало, — рассказывает Наталья Васильевна. — Подняла голову — в доме № 47 на верхних этажах горит. Да так сильно! Я не сразу увидела, что обрушилась часть стены, а когда подумала, что сейчас приедут пожарные тушить пожар, заметила, что вход в подъезд завален камнями с узорами. Позже поняла, что узоры — это обрывки обоев».

Первые пожарные расчеты прибыли на место ЧП в течение шести минут. На улицу в панике выбегали жильцы из соседних подъездов. Когда из окон квартир на пятом и шестом этажах стали выпрыгивать люди, наблюдающие поняли, что происходит что-то страшное. Выход из подъезда оказался заблокирован обрушившимися кусками бетона, верхние этажи горели.

«Я видела, как из окна первого этажа выбрались молодые мужчина и женщина и девочка лет пяти, — рассказала Марина, журналист одного из волгоградских изданий, случайно оказавшаяся на месте ЧП в первые же минуты. — У них в руках были прозрачные пакеты, я обратила внимание, что в кульке у девочки были плюшевые игрушки, яблоки. Женщина прижимала к груди сумку. Они молча смотрели, как горит дом, как рушится бетонная стена. В какой-то момент женщина стала кричать — куда идти, как жить дальше?! Она так сильно плакала, что люди, стоявшие рядом, начали плакать вместе с ней…»

Через час после первого взрыва на месте происшествия уже работали сотрудники следственного управления СК России по Волгоградской области, специалисты областного управления ГУ МЧС. Правоохранители заявили, что на седьмом этаже в одной из квартир предположительно произошел взрыв бытового газа на площади в 30 квадратных метров. Из-за взрыва произошло частичное обрушение бетонных перекрытий на 7‑м, 8‑м и 9‑м этажах. Спасателям удалось вывести из дома 11 человек (девять взрослых и двое детей). Все с тяжелыми травмами, отравленные угарным газом, но все живы.

«В квартире № 64, как раз на седьмом этаже, жила семья Фаниса Асанова, — рассказывает пенсионерка Наталья Плотникова. — Ему 76 лет, буквально пару дней назад умерла жена его сына, семья готовилась к похоронам. В этой квартире жил и его внук Денис. По слухам, парень страдал каким-то психическим расстройством, нигде не учился, подрабатывал тем, что чинил мотоциклы. Соседи жаловались, что он и домой таскал эти мотоциклы, прямо в квартиру…»

Наталья Куницкая, представитель следственного управления СК России по Волгоградской области подтвердила, что в «нехорошей» квартире проживал психически нездоровый молодой человек: «По данным проверки, взрыв прогремел в квартире № 64. Там была зарегистрирована семья из четырех человек, в том числе 25‑летний мужчина, состоящий на специализированном учете у врача-психиатра».

Состояние госпитализированных пострадавших остается тяжелым. В оперативном штабе при администрации Волгоградской области корреспонденту «Новой» сообщили, что самые тяжелые травмы получил 22‑летний Андрей Фомин — множественные переломы. В отделении нейрохирургии находится 33‑летний Андрей Чистюнин, сотрудник областного управления МЧС, на которого упал бетонный блок во время тушения пожара. С признаками тяжелого отравления угарным газом в реанимацию доставлен пятилетний Тимофей. А семилетнего Костю врачи уже хотят выписать. Мальчик получил травму плеча, когда бежал с мамой к горящему подъезду: в квартире оставалась бабушка, и мама спешила ее спасти.

Пока люди на улице строили предположения, что могло стать причиной ЧП, раздался второй взрыв. Подъезд сложился как карточный домик. В толпе раздавались крики и рыдания: кто-то вспомнил, что оставил в квартире собаку и кошку.

Около 16 часов удалось локализовать пожар. К этому времени волгоградские СМИ сообщили, что в результате взрыва и обрушения подъезда погибли пять человек. Пострадали 36 квартир, под завалами спасатели нашли тело только одного погибшего, предположительно хозяина квартиры № 64, в которой и произошел взрыв. «Но, по нашим сведениям, под завалами могли на тот момент находиться 10—14 человек, — сказал руководитель ГУ МЧС России по Волгоградской области Олег Гребенюк. — Сопоставлялись списки жильцов с фактически проживающими. Выясняли, кто и где находится. Неизвестной оставалась судьба свыше десяти человек. Люди вспоминали своих соседей, через знакомых и друзей узнавали, что одни уехали из Волгограда в Магадан, у других квартира пустовала».

Чуть позже была организована «минута тишины». Операторы сотовой связи разослали абонентам SMS-сообщения с просьбой не мешать спасателям услышать сигналы о помощи. Но никаких признаков нахождения людей под завалами не было.

Людям, потерявшим жилище, предложили временное убежище в школе № 33, неподалеку. Организовали для них горячее питание, пригласили психологов. «Люди были в шоковом состоянии, — рассказывает психолог Светлана Еремеева. — Некоторые держали в руках пакеты с продуктами. Утром они вышли в магазин за покупками, а домой вернуться не смогли. В школе на ночь никто не хотел оставаться. На утро в школу пригласили специалистов областного управления миграционной службы, чтобы оформить утратившим документы временные удостоверения личности. Волгоградцы принесли постельные принадлежности, продукты, одежду, обувь, еду и горячий чай в термосах».

В первую ночь после трагедии спасателям удалось разобрать 18 бетонных плит перекрытия. По распоряжению губернатора Андрея Бочарова материальная поддержка будет оказана из резервного фонда региона. В качестве «подъемных» на руки пострадавшим раздадут по 20 тысяч рублей. Деньги уже получили 70 человек. Далее материальная помощь будет определяться по размеру ущерба. Губернатор заявил, что всем пострадавшим предоставят временное жилье в маневренном фонде и все получат денежную компенсацию — до одного миллиона рублей.

Утром в среду жильцам двух уцелевших подъездов разрешат забрать из квартир ценные вещи. Затем дом № 47 планируют снести. Предварительные результаты комплексного обследования девятиэтажки с использованием оборудования «Струна» показывают, что здание находится в критическом состоянии, жить в нем нельзя.

Евгения Ахременко — специально для «Новой», Волгоград

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow