Сюжеты

Шерлок бежит за вами

Он найдет и вернет вам забытую вещь в крупнейшем аэропорту Европы. Или просто заставит вас поверить, что ничего не потеряется

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 143 от 25 декабря 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Александр МинеевСоб. корр. в Брюсселе

 

Он найдет и вернет вам забытую вещь в крупнейшем аэропорту Европы. Или просто заставит вас поверить, что ничего не потеряется

Видеоролик об умной собаке, которая догоняет в аэропорту забывчивых пассажиров, принося оставленные ими в самолете смартфоны и другие мелкие вещи, мгновенно стал хитом ютуба, собрав за десять дней почти десять миллионов просмотров. О Шерлоке писали газеты в Европе, Америке и Австралии, соцсети взорвались восторженными комментариями...

Вот он, с красным рюкзачком на спине, опоясанный синими лентами (фирменный цвет авиакомпании  KLM), мчится по трапу самолета, по коридорам аэропорта, по эскалаторам, мимо постов паспортного контроля и таможни, вбегает в огромный зал прилета и под удивленные возгласы людей настигает своего адресата… Садится перед ним, виляя хвостом и преданно глядя в глаза. Пожилой японской паре Шерлок возвращает забытый смартфон, а мальчик, уже отчаявшийся вновь увидеть любимую игрушку, забытую в утробе самолета, трогательно обнимает четвероногого благодетеля...

«Лично я думаю, что это хорошая находка для нашей компании. Он может сделать то, что никто больше не может», — говорит Шанталь Кремер из наземной службы KLM.

«Наша главная цель — вернуть хозяевам вещи и как можно скорее, — подхватывает Сандра Лист из стола находок. — Для этого мы мониторим, например, социальные сети. Экипаж проверяет самолет сразу после выгрузки пассажиров. Конечно, он (Шерлок) нам очень помогает».

«Мы его тренируем на силу и выносливость, а также учим общаться с людьми. Особенно забавно и приятно видеть реакцию хозяев забытых вещей», — рассказывает дрессировщик и проводник служебной собаки Дирк ван Дрил.

Но буквально через день после выхода видеоролика в ютуб и фейсбук, на плазменные панели залов ожидания аэропорта «Схипхол» и показа по BBC (23 сентября) обожателей умной собаки, уже готовых ради знакомства с ней специально оставлять свои смартфоны на борту самолета, постигло жестокое разочарование.

Нет никакой собачьей службы в столе находок KLM. Нет четвероногого сыщика Шерлока, а есть собака по кличке Луна, которая под руководством дрессировщика ван Дрила прекрасно сыграла придуманную роль в рекламном ролике, снятом по случаю создания в голландской авиакомпании нового подразделения — службы оперативного возвращения забытых вещей.

Судя по тону представителя KLM по связям с прессой Йоста Румпола, я был уже далеко не первым журналистом, доставшим его расспросами о Шерлоке. Собака-кинозвезда существенно добавила ему работы.

«Пса взяли просто как символ, эмблему, товарный знак службы поиска и возвращения забытых вещей, — наверное, в сотый раз объясняет ван Дрил. — Шерлок символизирует стиль работы этой команды, которая активно разыскивает уважаемых растерях и старается вернуть им оставленные вещи еще в аэропорту».

Шерлок — плод воображения креативного дуэта из рекламного агентства DDB&Tribal Алекса Хервига и Йеруна Тиссена. Когда они взялись делать рекламу новой службы KLM, их привлек рассказ о том, что эта команда находила хозяев забытых вещей еще до того, как те сами обнаруживали пропажу. В результате первых месяцев работы службы 80 процентов вещей, оставленных в самолетах, возвращены владельцам. Сотрудники работали как детективы.

Начальник службы находок KLM Беннарт Лансма не прочь бы действительно иметь в своей команде собаку. Он показывает «улов» предыдущего вечера: два айпада, один айфон, одна электронная книжка и три пакета с покупками из «дьюти-фри». Их владельцев не успели найти в поздний час. На вопрос, а где же собака, он иронично гавкает: «Собака — это я».

Зазвонит его мобильник. Владелец оставленного Samsung Galaxy еще в зале прибытия. Беннарту надо пройти через зону безопасности, то есть снять и снова надеть пиджак и ремень, положить сумку на ленту сканнера, самому пройти через рамку... И так до двадцати раз в день.

Стюарты и уборщики в салоне самолета, персонал на всем пути следования пассажиров от высадки в зал прибытия находят забытые и потерянные вещи и приносят их в точки сбора в каждом из трех терминалов. Они звонят в службу Беннарта, и тот начинает расследование. Какой номер места на борту? Пассажир транзитный или нет? Где он сейчас может быть и как с ним связаться? Как скоро мы можем доставить ему найденный предмет? Успешное завершение процесса — водопад слов благодарности. Ради этого приятно работать.

Беннарту запомнился случай, когда нашли какую-то книжку в кожаном переплете. Вообще книжек оставляют много и чаще всего о них не заявляют. А эта оказалась семейной реликвией, бесценной для владельца-аристократа. Представьте себе взрыв эмоций.

Я поделился своим опытом уходящего года. В феврале, вернувшись в Брюссель из Мадрида, обнаружил, что нет связки ключей. А в октябре, возвратившись из Рима, не нашел свой смартфон. В обоих случаях созвоны с авиакомпаниями и аэропортами не дали результатов.

«Бывает и у нас тоже, нет в мире совершенства», — пожимает плечами Беннарт Лансма.

Между тем в «Схипхоле», как и в других крупных аэропортах мира, собаки все же работают. И прежде всего именно бигли с их хорошим обонянием. Они активны и шаловливы, и воспитывать их сложно — требуются постоянные тренировки.

 

Знакомые, вернувшиеся в Амстердам рейсами из Суринама, с Кюрасао и голландских Антильских островов, рассказывали про «стопроцентный контроль», которому подвергаются пассажиры с этих направлений, заслуживших репутацию «кокаиновых». По коридору парковочной «трубы» они проходили сквозь строй дюжины полицейских с собаками на поводке. Собака должна была указать на подозрительного пассажира, сев рядом с ним.

На сайте аэропорта я нашел объявление обслуживающего его  транснационального ЧОПа Securitas о найме на работу проводников служебной собаки в отдел поиска взрывчатки. Требуется диплом работника службы безопасности второго уровня, автомобильные права, владение голландским и английским, не менее восьми лет постоянного проживания в Нидерландах и, конечно, опыт работы кинологом.

Мне так и не удалось узнать, продолжает ли бигль Луна, сыгравшая роль Шерлока, работать в одной из секретных служб, или она стала профессиональной актрисой. Это секрет рекламного агентства. Не исключено, что мы скоро увидим ее в новых видеороликах.

Показывая стремление KLM выходить за рамки обычного в обслуживании пассажиров, креативные пиарщики решили привлечь симпатичную собаку. Они не собирались обманывать зрителей и даже не подозревали, что столько людей во всем мире воспримут рекламный ролик как документальный сюжет, что он станет более популярным и востребованным, чем заявления всех президентов великих держав, вместе взятых, и сплетни о любовных похождениях голливудских кинозвезд. Авторы мыслили его просто как часть рутинной телекартинки, которую пассажиры вынуждены смотреть, убивая время в ожидании отложенного рейса. А попали в десятку.

Люди часто готовы поверить в сказку, что и произошло с Шерлоком. Он разбудил потребность человека видеть мир лучше, чем он есть, и надеяться...

 

Прошли месяцы после «разоблачения фейка», но пользователи социальных сетей продолжают присылать теплые «лайки» собаке-сыщику Шерлоку. А у кого-то он вызвал просто добрые воспоминания, вовсе не связанные с авиакомпанией KLM. В русском фейсбуке на форуме о Шерлоке Elena Avdoshina пишет: «В прошлую субботу летела рейсом Москва — Ларнака и забыла на борту электронную книгу. Рейс осуществляла Трансаэро. Каково же было мое удивление, когда я получила забытую книгу в целости и сохранности в аэропорту Ларнаки, когда летела обратно».

«А мой муж-англичанин, — продолжает тему Katya Nechay-Frith, — забыл камеру в самолете в Шереметьево-1, по-русски не говорит. Пытался объяснить работникам аэропорта, что потерял. Но сразу же пришлось ехать в Шереметьево-2, чтобы сесть на самолет в Англию. Так ему за несколько минут до посадки принесли камеру!»

А Caterina Dmitrieva вспоминает случай даже и не из области авиации: «Возвращаясь с работы домой, уронила мобильник на «Войковской» в зазор между поездом и платформой. Он разбился на моих глазах, двери закрылись, а я осталась в поезде и поехала домой. Телефон было ужасно жалко. А утром позвонил обходчик путей Сергей. Он ночью нашел мой телефон, собрал его и немного починил. И потом вернул мне его просто так, ничегошеньки взамен не попросив... Еще раз спасибо тебе, Серега, если ты вдруг это читаешь».

Фото любезно предоставила пресс-служба KLM 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera