СюжетыОбщество

Москва стала как-то теплее

Зимняя смертность бездомных на столичных улицах снизилась в 21 раз по сравнению с началом двухтысячных

Зимняя смертность бездомных на столичных улицах снизилась в 21 раз по сравнению с началом двухтысячных
Бездомные получили бесплатный обед. Фото: РИА Новости
Бездомные получили бесплатный обед. Фото: РИА Новости

У ворот единственного в Москве здравпункта для бездомных с наступлением холодов выстраивается длинная очередь. Люди здесь разные: и добродушные старички в обносках с обветренными от ночевок на улице лицами, и вполне опрятно одетые молодые люди из Центральной Азии, и очень пьяные мужчины с недовольными лицами. Многие ходят сюда несколько раз в неделю, и не только за лечением. Благотворительная организация «Милосердие» раздает горячее питание, а еще в здравпункте можно помыться и пройти санитарную обработку.

Здравпункт работает шесть дней в неделю с 9 до 16:30. По словам заведующей здравпунктом Зили Гутовой, в связи с заморозками и прошедшими праздниками пациентов стало больше, но работать стало легче: теперь одновременно принимают два врача, пропускная способность здравпункта увеличилась вдвое. Жалуются, в основном, на инфицированные раны, варикозы, хронические заболевания. Часто приходят лечиться от алкоголизма. Обморожения и ожоги (от труб теплотрасс) теперь попадаются редко: по Москве круглосуточно курсируют автобусы социального патруля. Если пациенту необходима хирургическая помощь — его направляют в ближайшие больницы или вызывают скорую.

За осенне-зимний период 2002-2003 года на улицах столицы умерли 1223 человека, за этот же период в 2014-2015 года — 57 человек. Динамикой можно гордиться.

В середине ноября сотрудники здравпункта для бездомных, единственногов Москве, получили уведомления о предстоящих сокращениях. Бездомные стали волноваться.

Директор центра социальной адаптации «Люблино» Борис Третяк уверяет: речь шла не о закрытии пункта, а лишь о реорганизации.

В 2013-м году из разрозненных центров социальной адаптации, которые находились в ведомстве Департамента социальной защиты населения города Москвы (позже переименованного в Департамент труда и социальной защиты), была создана единая структура ЦСА «Люблино» с шестью отделениями. Тогда же Департамент принял решение отказаться от медицинской помощи и оказывать бездомным только социальные услуги — размещение на ночлег, временное размещение в центре, юридическую и психологическую помощь, помощь в трудоустройстве и в отправке на ПМЖ. Предполагалось, что медицинскую помощь в полной мере обеспечивает Департамент здравоохранения Москвы.

Однако московские клиники работают по системе ОМС, и обслуживать людей без полиса, да и вообще без документов, они не могут. А бездомные в большинстве своем именно такие люди. Поэтому единственную в Москве поликлинику для бездомных решили сохранить.

«Практически всех сотрудников здравпункта официально трудоустроили на равнозначных должностях, говорит Борис Тетьяк. — Все медицинские работники остались на своих ставках. Социальным работникам мы предложили должности у нас в ЦСА. В поликлинике всего три помещения, и задачи этого отделения сводятся именно к оказанию медицинской помощи, поэтому мы решили, что нахождение там социальных работников нецелесообразно». Вместо кабинета социальной помощи на территории здравпункта теперь работает машина социального патруля. На ней всех нуждающихся в дополнительной помощи доставляют в ЦСА «Люблино», где ими уже занимаются сотрудники отделения. Освободившийся кабинет занял врач-терапевт.

Меня в поликлинику провожает работник службы социального патруля Людмила. По образованию она медик, но уже девять лет как на пенсии. Сначала Людмила воспитывала внучку, а когда та подросла, решила искать работу для души. В патруле Людмила работает больше двух лет. «Здесь нет случайных людей, все приходят нужные. Тяжелая работа, но она в удовольствие. Для меня главное в жизни — помогать людям. Наверное, профессия обязывает, не знаю…», — смеется Людмила, видя, как я натягиваю медицинскую маску.

На Людмиле синяя с желтым форма социального патруля. Здесь знают — у женщин в такой одежде можно получить ответ на любой вопрос, поэтому Людмилу сразу же обступают со всех сторон. Пьяный мужчина в дырявой кожанке жалуется, что врач не стал его смотреть. На расспросы Людмилы о том, что и когда он пил, начинает капризничать как ребенок. Людмила терпеливо объясняет, что без дезинфекции врач не принимает, а пьяным дезинфекцию проходить нельзя — мало ли что, вдруг сердце слабое. Дезинфекция — это горячий душ и обработка специальным раствором против педикулеза.

Дедушка с седой бородкой и мешком за спиной спрашивает, когда будут кормить. Говорит, что очень замерз, ночует на улице. Людмила уговаривает его обратиться в ЦСА. Дедушка в ответ жалуется, что прошлой зимой ему постелили на полу — не хватило места. «Понимаете, у вас деликатный возраст, это вам только кажется, что еще одна ночь на улице никакой роли не играет. Места еще есть. А хотите мы вас сейчас отвезем?», — продолжает настаивать Людмила. Дедушка обещает подумать и куда-то исчезает.

Очень незаметно и робко к нам сквозь толпу протискивается совсем молодой паренек. Голубоглазый, светловолосый — его бы причесать, приодеть — будет красавец. Людмила сразу же переключает внимание на него — такие здесь редкость, наверное, что-то серьезное. Оказывается, парень этот — сирота, недавно выпустился из интерната, самостоятельно добился получения квартиры. В Москву приехал из Рязанской области. Хотел подзаработать к праздникам, но компании, которую он нашел через Интернет, по указанному адресу не оказалось. Несколько дней ночевал на вокзале, а потом кто-то из бездомных рассказал про здравпункт. Людмила сразу же интересуется, есть ли у него с собой документы. Мальчика везут в ЦСА — заказывать билет. «Оставайся лучше дома, у тебя там и квартира есть, и друзья, которые помогут. Все равно здесь больше не заработаешь, все на жилье и продукты уйдет» — советует Людмила. Тот соглашается: «Да, я вот посмотрел на цены и тоже так решил. Но и там не лучше, работы нет». Уже через несколько часов, вместо того, чтобы мерзнуть на вокзале незнакомого города, он будет дома, в тепле и безопасности. Людмила искренне радуется тому, что очередная история удачно разрешилась. «Мы даем людям хотя бы шанс не умереть на улице. Что будет с ними дальше, зависит уже от них самих. Это тонкая ниточка, но за нее можно уцепиться», — говорит Людмила.

Количество бездомных на улицах Москвы колеблется в зависимости от времени года. По официальной статистике летом бродяжничают 5-6 тысяч человек, тогда как зимой их число доходит до 16 тысяч. Как рассказал директор ЦСА «Люблино» Борис Третяк, такие колебания в численности связаны с тем, что летом бездомные чаще всего живут во времянках или подработывают на стройках и дачах, где и ночуют, а зимой им некуда деваться.

Ежедневно врачи здравпункта принимают около 20 пациентов. Еще больше людей приходят на санитарную обработку или на консультацию. По словам директора Бориса Третяка, всесторонняя медицинская помощь бездомным станет в 2016 году одним из целевых направлений работы ЦСА. «В новом году мы рассчитываем расширить объемы медицинской помощи бездомным гражданам. Возможно, откроем еще один здравпункт, а может быть, организуем стационарное отделение при ЦСА «Люблино», — говорит Третяк.

Лариса Агузарова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow