Сюжеты

Заплаты на зарплате

Рабочие, строившие космодром «Восточный», так и не увидели своих денег

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 4 от 18 января 2016
ЧитатьЧитать номер
Политика

Зинаида БурскаяКорреспондент

 

Рабочие, строившие космодром «Восточный», так и не увидели своих денег


Фото: SpaceRu

Рабочие Тихоокеанской мостостроительной компании — одного из крупных субподрядчиков на строительстве космодрома «Восточный» — до сих пор не могут получить заработанные деньги. ТМК должна им около 108 миллионов рублей. В компании говорят, что смогли бы расплатиться с рабочими, если бы Приморский край рассчитался с ними за объекты, построенные к саммиту АТЭС во Владивостоке, а Дальспецстрой — за выполненные работы на космодроме.

— 31 декабря у нас закончился контракт на обслуживание Низководного моста и моста через бухту Золотой Рог. Это были последние деньги. Порядка 22 миллионов ТМК получила. Закрыли март месяц по зарплатам. И еще порядка 300 человек получили деньги за апрель. Это был последний источник дохода для компании. Больше нам зарабатывать негде и нечем — так описывает ситуацию один из работников ТМК Антон Тюришев.

Тихоокеанская мостостроительная компания строила мосты и дороги к саммиту АТЭС во Владивостоке. С 2012 года работала на объектах космодрома «Восточный». Проблемы с выплатой зарплат начались еще в 2014 году. В марте 2015-го строители не выдержали и на крышах бытовок написали краткое, но внятное обращение к президенту: «Уважаемый Путин В.В.! Мы четыре месяца без зарплаты! Спаси рабочих! Мы хотим работать!» Разразился скандал. Тюришеву предложили поучаствовать в прямой линии с президентом. Он поучаствовал. Президент пообещал, что все выплатят. Через несколько недель вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил Путину, что все выплачено.

В конце декабря 2015 года рабочие оправили еще одно обращение Путину — на этот раз обычное, написанное на бумаге, в котором уведомили президента о том, что готовы «возобновить волнения, аналогичные волнениям, которые были весной 2015 года», потому что вопрос с зарплатами так и не решен.

Сейчас ТМК проходит через процедуру банкротства. Одного из бывших руководителей компании Виктора Гребнева обвиняют в хищении 288 млн рублей через «заключение заведомо невыгодных договоров поручительства», сейчас он находится под домашним арестом. Другого бывшего руководителя — Игоря Нестеренко — арестовали как раз за долги по зарплате, а теперь также обвиняют в хищении 108 млн рублей. Однако, даже несмотря на все это, у компании теоретически есть возможность расплатиться с рабочими. Но для этого нужно взыскать деньги с тех, кто должен уже ТМК.

Крупнейшие должники — департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и Дальспецстрой.

Департамент транспорта до сих пор не расплатился с компанией за мост через бухту Золотой Рог. Еще в 2014 году краевой арбитражный суд вынес решение о взыскании с департамента 276 млн в пользу ТМК. По словам одного из юристов компании, эти деньги даже не закладывались в краевой бюджет — ни в 2015, ни в 2016 году.

Сумма только этого долга превышает задолженность перед рабочими более чем в два раза. Представители компании также утверждают, что департамент должен ТМК еще 64 млн за работы по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом.

Еще 442 млн рублей компании должен Дальспецстрой — генподрядчик на строительстве космодрома «Восточный». Это если говорить только о тех работах, которые были полностью приняты. В ТМК говорят, что Дальспецстрой отказывается принять работы еще примерно на три миллиарда.

— Я смотрю федеральные каналы… Там все хорошо. Про Дальний Восток вообще молчат. Как будто его не существует. Только одна Украина, только одна Сирия, только Путин со своими отношениями где-то там… Сказали, что всех работников ТМК трудоустроили (полгода назад в ТМК сократили больше тысячи человек. З. Б.). Не было такого! Да, на учет ставят на биржу труда, даже отдельный кабинет выделили под работников ТМК, — объясняет Антон Тюришев. — А люди уезжают. Уезжают на Сахалин, Камчатку, в Якутию уезжают. Потому что ближе работы не найти.

По данным прокуратуры Приморского края, долги по зарплате в регионе уже выросли до 400 млн рублей. На грани банкротства владивостокский завод «Радиоприбор», который в последние годы выполнял гособоронзаказ, он задолжал своим сотрудникам больше 140 миллионов рублей. В марте попадут под сокращение две с половиной тысячи работников горно-химической компании «Бор», градообразующего предприятия города Дальнегорска. В декабре должны были начаться сокращения в «Примавтодоре» (крупнейшем предприятии по обслуживанию дорог в крае), но их не смогли провести — не хватило денег на компенсационные выплаты увольняемым.

— Очень плохое настроение у людей, несдержанность, озлобленность, — говорит Тюришев. — У нас в Уссурийске (база ТМК находится именно в этом городе) еще картонный комбинат закрывают. Масложиркомбинат — очень крупный, краевой — он тоже к банкротству подходит. Столько компаний, разом… Когда мне раньше рассказывали, что люди с Дальнего Востока уезжают, я не верил. А теперь пальцев не хватит посчитать, сколько именно моих знакомых уехало. В Новосибирск, в Питер, в Калининград. И возвращаться не планируют.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera