СюжетыСпорт

Королева спорта в шоке

Всемирной допинговой ассоциации не с руки уничтожать всю легкую атлетику — под главный удар снова попала Россия

Этот материал вышел в номере № 4 от 18 января 2016
Читать
Всемирной допинговой ассоциации не с руки уничтожать всю легкую атлетику — под главный удар снова попала Россия
Изображение

Два месяца с момента обнародования сенсационной первой части доклада Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), в основном посвященного системным нарушениям и их сокрытием со стороны Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), спортивная общественность всего мира гадала, какие же бездны откроются во второй серии расследования независимой комиссии Ричарда Паунда.

Аналитики сходились во мнении, что на этот раз основной удар будет нанесен непосредственно по Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). Не исключали и того, что вслед за Россией в категории олимпийских изгоев окажется вся легкоатлетическая программа предстоящих в Рио-де-Жанейро Игр.

Для России подобные прогнозы если и добавляли оптимизма, то только по части «пусть не нам одним будет плохо». Впрочем, кто-то надеялся, что поднявшаяся вокруг ИААФ шумиха позволит российской легкой атлетике по-тихому выйти из патовой ситуации и все-таки добиться права участвовать в Олимпиаде — конечно, при условии, что сама ИААФ устоит на ногах. Именно созданная ведомством нового руководителя организации, двукратного олимпийского чемпиона Себастьяна Коу комиссия призвана отслеживать выполнение российской стороной согласованных по дорожной карте требований и в конце концов выдать заключение, «очистилась» российская легкая атлетика или нет.

Пикантность ситуации заключалась в том, что визит комиссии под руководством Руне Андерсена в Москву состоялся накануне пресс-конференции в Мюнхене, итоги которой могли затмить даже самые осторожные предварительные выводы. Поэтому в Москве не было сказано ни «да», ни «нет» — все ждали выступления основателя, экс-президента ВАДА и на сегодня главного вершителя судеб спортсменов, целых видов спорта и даже стран — Ричарда Паунда.

Наши снова с краю

Согласно ноябрьским прогнозам «Новой», чего-либо хорошего для российской стороны ждать не стоило. Убеждать, что наша легкая атлетика и без того настрадалась, можно было только самих себя, но не решительно настроенную независимую комиссию. Причем до крайних мер в отношении ИААФ комиссия не должна была дойти в любом случае — при всей монстровидности ВАДА ее руководство понимает, что рубить сук, на котором она сидит, ни в коем случае нельзя. То есть — продемонстрировать суровую решительность в борьбе с допингом в отношении отдельно взятой страны и отдельных коррупционеров комиссия была готова, а «закрывать» всю легкую атлетику — конечно же нет.

Так и получилось. «Вторая серия» не без красочных подробностей поведала о прегрешениях экс-президента ИААФ Ламина Диака и его ближайшего окружения, лишь вскользь намекнув о том, что ОПГ отца 15 детей действовала не в безвоздушном пространстве. Выводы расследования касались прошлогои не содержали никаких рекомендаций по отношению к ведомству Себастьяна Коу.

А вот России снова досталось по полной — вскрытые коррупционные схемы в основном оказались связанными именно с деятельностью ВФЛА и ее бывшего руководства. То, что руководство бывшее, на суровость выводов не повлияло, как и то, что Ламин Диак и его шайка-лейка проворачивали свои делишки не только в связке с российскими функционерами. Просто, как заявил Ричард Паунд, работать по другим направлениям, кроме российской легкой атлетики, у комиссии задачи не было.

Я не выгораживаю наших штрафников — сами подставились. Но объективности ради: если уж вскрывать проблему по-настоящему, то ограничиваться одной страной некорректно, потому что ни о каком глубоком очищении в этом случае и речь вести не стоит.

Энциклопедия намеков

В отчете номер один хватало беллетристики и не хватало доказательной базы, но при этом выводы в отношении России были сделаны сугубо однозначные, что и привело к приостановлению членства ВФЛА в ИААФ, закрытию антидопинговых лабораторий и очень возможному отстранению от участия в Олимпийских играх всех российских легкоатлетов скопом. Отчет номер два содержит захватывающие страницы, но если и добавляет новое, то только в отношении круговой поруки на уровне ВФЛА — ИААФ. Но и этого достаточно, чтобы положить еще одну увесистую гирю на чашу, в которой и без того гирь достаточно, в свете чего Рио для нашей легкой атлетики может окончательно раствориться в тумане.

Увы, факты коррупционных сделок по сокрытию антидопинговых нарушений в основном признаны доказанными. И началось это не вчера и даже не в 2013‑м, а гораздо раньше, когда после чемпионата мира в Берлине‑2009 президент ВФЛА Валентин Балахничев якобы получил конфиденциальное письмо от тогдашнего генерального секретаря ИААФ Пьера Вайсса, в котором содержалось предупреждение о запредельных показателях тестирования паспортов крови у восьми известных российских легкоатлетов.

Вайсс призывал обратить на этот факт самое пристальное внимание, но в то же время предлагал аккуратно выйти из неловкой ситуации, чтобы не наломать дров и не уронить престиж российской и мировой легкой атлетики. Предложение российскую сторону устроило, центр спортивной ходьбы Виктора Чегина и других фигурантов не тронули, что, возможно, косвенно и привело к необратимым последствиям.

До прямых договоренностей с Ламином Диаком было еще далеко, но почва оказалась достаточно унавоженной. Пик пришелся на события, предшествовавшие московскому чемпионату мира‑2013, когда на стол президента ИААФ легло дело семи (потом оно превратилось в «дело девяти») россиян, которые были уличены в нарушении допинговых правил. Затруднительную ситуацию, по словам Диака-старшего, можно было разрешить… только через дружеские отношения с Владимиром Путиным, что на сенсацию не потянуло — Ричард Паунд на пресс-конференции оговорился, что по поводу этого «у нас нет никакой точной информации».

В самом деле, в итоге уличенные нарушители всего-то по-тихому отошли в сторону, не приняв участия в чемпионате мира. У Ламина Диака и его ближних было достаточно опыта, чтобы самим осуществить подобную «операцию прикрытия». Была ли она оплачена, доподлинно неизвестно, а разного рода предположения, связанные с заключенным некоторое время спустя спонсорским контрактом и перепродажей прав на телетрансляции, силы не имеют.

2 000 000 евро

Но вот истории с, похоже, стандартным бизнесом двоих сыновей Ламина Диака, ныне объявленного в международный розыск Папы Массата и Халила, имеют вполне конкретные денежные составляющие. Пример с «отмазкой» олимпийской чемпионки Лондона, турецкой бегуньи Аслы Алптекин от возможной дисквалификации тянет на черную комедию — Папа Массат Диак вначале требовал от представителей спортсменки 650 тысяч долларов, в конце концов согласился на 35, но чемпионку все равно лишили медали и дисквалифицировали.

В деле Лилии Шобуховой фигурируют другие реальные деньги и конкретные фамилии наших чиновников, якобы взявших со спортсменки 450 тысяч для передачи в ИААФ, из которых благородно было возвращено 300 тысяч, потому что отмазать «не шмогли». На этих трехстах вся цепочка, включающая Валентина Балахничева и тогдашнего старшего тренера сборной России Алексея Мельникова, вроде как и погорела.

Непосредственно в «группу» Диака-старшего входило пять человек, вина или прегрешения которых считаются доказанными. Что и дало право комиссии сделать вывод, что коррупция начиналась с президента и была «встроена» в систему ИААФ. А отдельные российские чиновники — присоединялись, в том числе и занимавший ответственный пост в ИААФ Валентин Балахничев (то, что он в основном выполнял представительские функции, уже не столь важно), вплоть до недавних разоблачений представлявшийся в основном жертвой обстоятельств. Если же подтвердится информация об аресте в Монако его личного счета почти на два миллиона евро, то под вопросом не только доброе имя…

Министр спорта Виталий Мутко отреагировал классически — с одной стороны, сказал, что работа по выполнению рекомендаций комиссии будет безусловно продолжена в полном объеме, с другой — в своем стиле искренне возмутился, что Россию хотят «мочкануть». И вообще, в докладе речь шла о коррупции в ИААФ, «при чем тут Россия?».

Эх, решить бы вопрос с Рио с помощью какого-нибудь спонсорского контракта — да время не то, не поймут. Придется продолжать экстренно восстанавливать доверие согласно утвержденному плану. Очередной пункт был закрыт в субботу — новым президентом ВФЛА избран министр спорта Самарской области Дмитрий Шляхтин.

Но это, пожалуй, самое легкое, что можно было сделать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow