СюжетыОбщество

«Хирург» для больницы

Этим не построенным объектом интересовались Путин, Медведев, Матвиенко и весь ОНФ. Но и они ничего не добились

Этот материал вышел в номере № 8 от 27 января 2016
Читать
Этим не построенным объектом интересовались Путин, Медведев, Матвиенко и весь ОНФ. Но и они ничего не добились
Изображение

В самом начале декабря глава администрации президента РФ Сергей Иванов жестко раскритиковал темпы реконструкции аэродрома на Камчатке. За последние месяцы он публично высказался на эту тему уже во второй раз. Происходящее на стройплощадке высокопоставленный чиновник оценил как безалаберность, разгильдяйство и безответственность с признаками саботажа. В связи с этим, как сказал Иванов, он намерен прислать на полуостров «хирурга» в лице правоохранительных органов, так как вмешательства «терапевта» в лице контрольного управления президента оказалось недостаточно.

Реконструкцией камчатского аэродрома в городе Елизово занимается «Спецстрой России». Изначально планировалось, что госкомпания сдаст объект стоимостью 12 миллиардов рублей в октябре 2014 года. Работы, однако, затянулись. Теперь подрядчик собирается закончить их только в будущем мае. Это и вызвало гневную реакцию руководителя кремлевской администрации.

Саботаж и разгильдяйство

С одной стороны, затяжка в полтора года — действительно непорядок. Но с другой… По камчатским меркам подобные темпы выглядят в какой-то мере даже стремительными. К примеру, новую краевую больницу в регионе строят, мягко говоря, гораздо медленнее аэродрома. Если недоделанная взлетно-посадочная полоса — это саботаж и разгильдяйство, то как назвать котлован в чистом поле, где по идее уже должны стоять больничные корпуса?

О камчатской краевой больнице в столичных коридорах власти знают не меньше, чем о скандальном аэродроме. Ее строительство брали на контроль партия «Единая Россия» и «Общероссийский народный фронт», Владимир Путин и Дмитрий Медведев, а также Валентина Матвиенко, Герман Греф, Леонид Рошаль, два губернатора и другие официальные лица рангом пониже. Больничная эпопея длится 7 лет. Однако строительство комплекса до сих пор не то чтобы не завершилось. Оно, по сути, еще и не начиналось. Историю нового и пока не существующего медицинского учреждения бережно хранят архивы сайта камчатского правительства. Первое упоминание о нем датируется декабрем 2008 года.

«В следующем году мы планируем начать строительство, пожалуй, самого крупного объекта — краевой больницы», — заявил тогда губернатор Алексей Кузьмицкий. Но воплотить свой план в реальность ему не удалось. Сроки перенесли сначала на 2010-й, а затем и на 2011 год. А потом Кузьмицкого уволили, как сообщалось, по его же собственному желанию.

Планированием занялся новый глава региона — Владимир Илюхин. «Строительство краевой больницы начнется в 2014 году за счет заемных средств», — уверенно заявил он пару лет назад. Однако процесс тогда так и не сдвинулся с мертвой точки. Зато на правительственном сайте появилось очередное сообщение: «Первый этап строительства новой краевой больницы начнется в 2015 году. Соответствующий контракт был заключен между министерством здравоохранения Камчатского края и ОАО «Камчатжилстрой».

Ну вот, 2015 год уже завершился. А что же с больницей? «Еще как такового строительства не было», — сообщила информагентству «Кам 24» краевой министр здравоохранения Татьяна Лемешко.

Взяли на контроль

Если бы с громкими заявлениями опростоволосились только камчатские начальники, это было бы еще полбеды. Но ведь они умудрились впутать в сомнительную историю даже первых лиц государства.

В 2010 году, например, местные чиновники объявили, что проект больницы получил поддержку Владимира Путина. Затем они сообщили, что строительство контролирует доктор Леонид Рошаль. В сентябре 2014 года пресс-служба губернатора разнесла по краю новость о том, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложит включить больницу в федеральную программу. Через месяц стало известно, что строительство комплекса попало в список пяти приоритетных объектов здравоохранения в ДФО: «Об этом в ходе заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев».

Посодействовать камчатским властям пообещал и руководитель Сбербанка Герман Греф.

«Для губернатора строительство больницы — задача номер один. И я думаю, что это абсолютно верно. Иметь современные медицинские учреждения, где будет оказываться квалифицированная помощь, в таком регионе крайне важно, —процитировал Грефа камчатский правительственный сайт. —Я думаю, что совместными усилиями мы постараемся эту стройку начать и найти механизмы, как ее профинансировать».

Мне неизвестно, какую помощь не на словах, а на деле оказали камчатским политикам президент с премьером и банкир с председателем. Документально могу подтвердить лишь то, что активнейшим образом больничный проект курировал «Общероссийский народный фронт».

«Важно сделать так, чтобы роль генерального подрядчика не досталась шарлатанам… Сколько важных и так необходимых людям объектов, попав в руки шарлатанов, стали долгостроями? Нужно сделать все возможное, чтобы в случае с камчатской краевой больницей этого не произошло», — заявил летом прошлого года один из руководителей регионального штаба ОНФ Александр Остриков.

Вскоре после этого выяснилось, что выгодный подряд на строительство первой очереди больницы стоимостью почти 3,5 миллиарда рублей отдали не каким-нибудь левым проходимцам, а компании «Камчатжилстрой». Генеральным директором в ней работал тот самый Остриков — «фронтовой» контролер…

«Сильная компания»

Победный для «Камчатжилстроя» тендер прошел не без странностей. Заявились на него три фирмы. Одна из них запросила за свои услуги почти на 100 миллионов рублей меньше, чем «Камчатжилстрой». Подряд ей тем не менее не отдали. Ведь ОНФ сделал все, «чтобы роль генерального подрядчика не досталась шарлатанам», а конкурсная документация, как публично признался один из местных чиновников, была составлена так, чтобы «увеличились шансы получить в качестве подрядчика по-настоящему сильную компанию…»

Финал этой истории следующий. «Сильная компания» свои обязательства не выполнила. Ее неожиданно разбил кризис.

Я попытался узнать у Острикова, что же произошло с процветающей строительной организацией? «Фронтовик» ответил, что не владеет информацией, так как уволился еще в прошлом году. Выходит, что, проконтролировав конкурс от имени ОНФ, он практически сразу отошел от дел.

«Подрядчик не смог выполнить необходимые работы из-за кризисной финансовой ситуации на предприятии» — так прокомментировал очередной фальстарт суперстройки губернатор Илюхин.

Как случилось, что важнейший для региона проект, который, как сообщалось, контролировали в том числе и Путин с Медведевым, отдали на откуп полубанкроту, — губернатор объяснять не стал. Хотя, на мой взгляд, разгадать эту загадку не так уж и сложно. Дело в том, что «Камчатжилстрой», по некоторым данным, небезразличен сразу двум видным единороссам — членам Совета Федерации от Камчатки Валерию Пономареву и Борису Невзорову. Они в свое время принимали участие в скупке акций этого предприятия.

Почему, выиграв конкурс, «сильная компания» не стала ничего строить, тоже можно понять. С учетом возросшей инфляции подряд, как выяснилось, оказался не таким выгодным, каким виделся еще прошлой осенью. Но внакладе владельцы «Камчатжилстроя», как я предполагаю, не остались. По контракту, который фирма толком так и не исполнила, ей перевели из бюджета 123 миллиона рублей…

Пять лет власти обещали начать строительство, но так и не начали. На шестой год провернули под флагом ОНФ тендер, отдали подряд, по сути, сами себе, но так ничего и не построили. История запутанная. Без помощи специалистов в ней, похоже, не разобраться. «Хирург» в лице правоохранительных органов нужен несуществующей больнице не меньше, чем недоделанному аэродрому. Пожалуй, даже не «хирург», а «реаниматолог».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow