КолонкаПолитика

Ленин и Библия как важнейшие темы жизни страны

О чем говорит президент

Этот материал вышел в номере № 8 от 27 января 2016
Читать

В трудные времена российские власти традиционно обращаются к теме захоронения тела Ленина. Так было, например, в 1997 году, за год до надвигающегося на страну дефолта. Тогда Борис Ельцин заявил, что задача примирения российского общества требует скорейшего решения этого вопроса — примерно до 2000 года. Теперь, после пятнадцати лет нарастающей стабильности, мы снова забеспокоились, как там Ленин. Выступая на межрегиональном форуме ОНФ в Ставрополе, президент Путин заявил, что захоронение не должно стать причиной разделения российского общества. Сразу показалось, что у нас все хорошо и других поводов для разделения не осталось. Если бы не Ленин, все вообще было бы отлично.

Начало 2016 года кажется президенту удобным моментом для того, чтобы заняться историософией. Накануне он раскритиковал Ленина как разрушителя исторической России и даже Советского Союза, а на форуме ОНФ занимался толкованием этого своего высказывания. Оказалось, что Путин считает ошибочными конкретно взгляды Ленина на национальное самоопределение, которые стали «миной замедленного действия». Сталин предложил автономизацию, а Ленин эти взгляды раскритиковал как несвоевременные, пояснил Путин. Досталось и Хрущеву: тот тоже был нехороший вождь. Обещал коммунизм через двадцать лет, но этого так и не случилось. Что ж, справедливо: политики, которые не выполняют своих обещаний, не могут рассчитывать на то, чтобы быть воспетыми потомками.

Подводя под эту конструкцию идеологический базис, Путин диалектически заявил, что ему до сих пор нравятся коммунистические идеи, но только потому, что они похожи на библейские. Для сомневающихся президент специально пояснил, что «если мы посмотрим кодекс строителя коммунизма, который широко тиражировался в Советском Союзе, то он очень напоминает Библию». «Это не шутка, это такая выдержка из Библии на самом деле», — заключил президент. Однако коммунистические идеи были в СССР искажены, а история этого государства, что бы там кто ни говорил, началась с массовых репрессий. Путин напомнил, что СССР не был похож на город Солнца, но тем не менее свой партбилет он не выбрасывал. Он, этот партбилет, «до сих пор лежит где-то там».

Историософские выводы президент стремился конкретизировать на примере острейших вопросов современности. В частности, Путин назвал «бредом» передачу промышленного региона Донбасса в состав Украины для «большей соцподдержки» новой власти со стороны пролетариата. Очевидно, имеется в виду вхождение Донецко-Криворожской республики в состав Украинской советской республики в марте 1918 года — опять же по вине недозахороненного Ленина. Развивать эту риторическую линию применительно к нынешним переговорам относительно статуса «ДНР» и «ЛНР» Путин почему-то не стал. Хотя именно этого от него все, кажется, ждали. История России оказывается более интересной темой, чем ее настоящее и особенно будущее.

В этом президент един со своим электоратом. Российские граждане много усилий тратят на борьбу с фальсификациями истории в интернете. На разъяснение представителям соседних стран, что мы молодцы. И что наша имперская история шла от победы к победе вплоть до сегодняшнего дня, лишь изредка сбиваясь с пути из-за разрушителей и антипатриотов. Если нынешнее увлечение президента историей затянется, эта тема рискует стать — в отсутствие других явных достижений — лейтмотивом избирательных кампаний 2016 и 2018 годов. Действующая власть претендует на то, чтобы быть эксклюзивной хранительницей русской истории. Ее легитимность оформляется как предложение «пожить в истории», для чего можно и потерпеть. Любой другой выбор объявляется заведомо «антиисторическим».

В итоге главным высказыванием президента о делах сегодняшнего дня стала его высокая оценка эффективности работы Рамзана Кадырова. В политическом отношении это означает, что Кремль отказывается признавать наличие определенных разногласий между Кадыровым и другими российскими гражданами (как мы помним, важнее, чтобы разногласий не было по поводу захоронения Ленина). Что у Кадырова нет явных конкурентов внутри республики и что он в обозримом будущем не может быть смещен со своей должности. С другой стороны, президент прямо не поддержал атаку Кадырова на «внесистемную оппозицию». Отказ от комментариев по поводу митинга в Грозном и громкой пиар-кампании Кадырова демонстрирует, что в Кремле сохраняют дистанцию и прямо не присоединяются к одной из сторон конфликта.

Пока Путин заседал на форуме ОНФ, резервы российской экономики продолжали сокращаться. Расходы бюджета хаотически урезались. Рубль продолжал колебаться вслед за малейшим изменением цены на нефть. Но об экономике президент говорит скупо. Новости из этого — в отличие от Ленина, партбилета и Библии — не будет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow