СюжетыОбщество

В Париже таксисты доехали до второго лица государства

26 января в условиях ЧП в городе жгли шины, дрались и перекрывали дороги

Этот материал вышел в номере № 9 от 29 января 2016
Читать
26 января в условиях ЧП в городе жгли шины, дрались и перекрывали дороги
Изображение

26 января во Франции бастовали таксисты, авиадиспетчеры, преподаватели и чиновники. Ничего такого, просто совпадение. И рассказывать пока стоит только о битве таксистов: во-первых, она зажигательна, во-вторых, показательна. Мы увидим, как люди, едущие в карете прошлого, пытаются ставить палки в колеса своим конкурентам. И поймем, что из этого получается в стране, в которой все-таки действуют главные принципы рынка.

Горящая резина и слезоточивый газ

В семь утра таксисты перекрыли кольцевую у западного выезда из Парижа (Porte Maillot). Бросили на дорогу металлические решетки, подожгли шины. Почти то же самое, только без дыма, устроили на трассе, ведущей к аэропорту Орли. В восьмом часу водитель микроавтобуса попытался проскочить импровизированный «блокпост» и задел двух таксистов, одного из которых увезли в больницу. Водителя микроавтобуса задержала полиция. Кроме того, на выездах из аэропортов таксисты устраивали «операцию улитка» (трюк, придуманный забастовщиками еще в 70-е: когда машина вроде бы едет, но так медленно, что лучше бы стояла). Все это не принесло никакой радости парижанам, которые хоть и понимают важность забастовок, но в большинстве своем считают, что таксисты просто «обнаглели».

В 9 с чем-то утра спецназ полиции разогнал поджигателей шин при помощи слезоточивого газа. Двадцать человек задержали. В полдень таксистских делегатов принял премьер-министр Манюэль Вальс.

Чего хотят таксисты

Публичная битва «классических» таксистов против VTC длится ровно два года: первая массовая манифестация прошла в январе 2014-го, когда стало понятно, что VTC отнимают у «классиков» приличную долю прибыли, а в придачу ко всему власти как раз приняли очередную меру на пользу конкуренции. Понятие Voitures de Tourisme avec Chauffeur(«туристические машины с водителем») появилось во Франции в январе 2010, когда VTC были легализованы декретом государственного секретаря. За шесть лет количество VTC (далее – «турмобили») достигло 12 c лишним тысяч. Ареал их обитания ограничивается в основном парижским регионом, что обостряет борьбу видов. В Париже, согласно последним данным мэрии, 17 770 машин таксиВ парижской забастовке приняли участие 1500 машин, еще по нескольку сотен бастовали в других крупных городах Франции – Марселе, Бордо, Лилле, Тулузе.

По закону таксисты имеют много преимуществ над «турмобилистами». «Турмобили» не могут ждать пассажиров на стоянках, не имеют права подхватывать пассажиров по пути. Они могут только приезжать по вызову.

И все-таки, в отличие от такси, VTC бурно развиваются. Во-первых, потому что они дешевле. Во-вторых, потому что они сразу называют цену поездки.

Кроме того, за долгие десятилетия монополизма «классические» таксисты забронзовели и обзавелись вредными привычками. Перед тем как перечислить привычки, стоит оговориться, что сейчас, столкнувшись с конкуренцией, таксисты все реже вспоминают о них. Впрочем, цены у них остались такими же. Приехать в центр города из главного аэропорта Парижа или Марселя – это уже почти роскошь (70-80 евро).

Поэтому когда мои знакомые, которым приходится много летать, увидели фотографию с марсельской забастовки (какой-то таксист поставил на свою машину гроб со скелетом), они сказали: «Туда ему и дорога».

Почему не хотят таксистов

Парижане могут рассказать вам и о том, как таксист отказался везти их куда-нибудь, потому что это было ему «не по пути». И о том, как сорок минут стояли в очереди на стоянке такси в аэропорту…

26 января уже сами таксисты, недовольные тем, что премьер-министр тут же «не принял меры», решили ждать у Porte Maillot (место, где жгли покрышки), «столько, сколько потребуется». «Будем бастовать и неделю, и две, и три!» -- кричали таксисты.

Узнав о призывах продолжать забастовку, парижский префект полиции все-таки призвал таксистов разойтись. В стране ЧП.

Что предложил таксистам премьер-министр

На встрече с премьером таксисты много требовали, но пока получили два обещания. И один «выговор». Перед встречей премьер осудил «насилие», проявленное в ходе забастовки.

Вечером стало известно, что от кулаков таксистов пострадали два водителя VTC в Лилле; еще один, которого таксисты решили «проучить» в районе парижского Диснейленда, ударил нападавшего головой в лицо… Таксиста-«классика» увезла «скорая помощь».

Впрочем, вернемся в кабинет премьер-министра Франции.

Таксисты потребовали компенсировать им потери, понесенные в результате «недобросовестной конкуренции» (жалуются, что доходы упали на 40-50%) и усилить контроль за VTC, которые «часто нарушают закон» -- например, «подхватывают» людей на улице.

Премьер-министр пообещал таксистам «усилить контроль»Что очень трудно, хотя бы потому, что МВД нужно бросать подкрепление не на борьбу с таксистами, а на поиск террористов. и «в течение 48 часов» назначить «независимого переговорщика», который найдет меры для обеспечения «здоровой конкуренции» и предложит изменения в законодательство.

Миссия переговорщика «должна завершиться в течение трех месяцев».

Ценная бумага таксиста

Впрочем, «переговорщика» для таксистов правительство уже назначало ровно два года назад. В результате появился закон, регламентирующий деятельность VTC, но таксисты не довольны и самим законом, и тем, как он исполняется.

Кроме того, таксисты не понимают, что им теперь делать с драгоценными таксистскими лицензиями.

Водитель VTC для получения разрешения должен заплатить около 100 евро. Многим таксистам лицензии обошлись в 200-240 тыс. (в Париже) или в 400 тысяч в Ницце.

На самом деле, местная власть выдает лицензии бесплатно, но очереди растягиваются на пятнадцать-восемнадцать лет. Поэтому лицензии продаются и покупаются — таксистами у таксистов. И поэтому они дорожают. За сорок лет звание парижского таксиста выросло в цене в 50 раз.

А это означает только одно: в Париже явный дефицит таксистов.

И виноваты в этом, кстати, сами таксисты: это их профсоюзы годами дрались за то, чтобы власти не выбрасывали на рынок новые лицензии.

И вот теперь стоимость «ценных бумаг», покупка которых рассматривалась таксистами еще и как надежная инвестиция, будет потихоньку приближаться к номиналу.

Так что можно понять эмоции таксистов, приехавших в этот же день к зданию на набережной Берси, где заседает министерство экономики, с плакатами «Нет экономическому терроризму» и «Господин МакронМинистр экономики Макрон известен в качестве исполнителя трудной миссии по демонополизации рынка в областях, вход на которые прежде был заблокирован для «чужаков» и «бедняков» (трудновато «бедняку» купить лицензию за 240 тысяч)., вы пассивно ассистируете геноциду в отношении таксистов».

Что будет с французскими такси

Чем бы ни завершились переговоры «посредника» с таксистами, ясно, что для них «тучные годы» закончились. Возможно (в самом лучшем случае), государство решится выкупить у них лицензии, чтобы компенсировать часть потерь, вызванных «новой экономической реальностью». Впрочем, для этого понадобятся бешеные деньги. Например, для «рыночного» выкупа только парижских лицензий нужно больше 4 млрд евро (для удобства: это семь «российских» «Мистралей»). Возможно, придумают менее затратные способы умиротворения восставших водителей.

Но уже понятно, что, сколько бы морд ни набили таксисты и сколько бы морд ни разбили им, все равно победит невидимая рука рынка. И поездка на любом парижском такси обязательно станет дешевле.

Кстати, с 1 марта таксисты будут обязаны ездить в парижские аэропорты по фиксированным ценам. Прямо как водители VTC.

В аэропорт Орли -- 30-35 евро. В «Шарль де Голль» -- 50-55.

Нормальные деньги.

…А они говорят: «экономический терроризм».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow