СюжетыЭкономика

Звериный фискал

Правительство намерено бороться с кризисом деньгами бизнеса и населения

Этот материал вышел в номере № 9 от 29 января 2016
Читать
Правительство намерено бороться с кризисом деньгами бизнеса и населения
Заседание членов правительства. Фото: photogovernment / Instagram
Заседание членов правительства. Фото: photogovernment / Instagram

Запланированный дефицит федерального бюджета в 3% ВВП — практически недостижимая цель для России в нынешнем году. Отрицать это после того, как цены на нефть опустились ниже отметки в $30 за баррель, вряд ли получится даже у самых оптимистично настроенных членов правительства. Чем компенсировать потери казны, когда нефтяной ренты критически не хватает? Один из вариантов — более агрессивная фискальная политика, а первый шаг этого сценария предполагает мобилизацию уже имеющихся ресурсов.

О серьезных намерениях Минфина свидетельствуют материалы плана по ужесточению фискальной системы России, на которые ссылается РБК. Согласно данным издания, предлагается, например, ограничить гражданам, имеющим неоплаченные штрафы, доступ к госуслугам, а долги в бюджет принудительно вычитать из зарплат. Компании, при наличии задолженностей по налогам или таможенным выплатам, могут лишить права заключать госконтракты, а их владельцам — запретить регистрировать новые юридические лица.

«В государстве, которое не очень хорошо управляется, улучшить администрирование налогов невозможно, — считает директор региональной программы Института социальной политики Наталья Зубаревич. — Придется просто больше платить отступных, чтобы договориться, — в этой системе же все отстроено. При плохом управлении наказание не дает экономического эффекта».

В прошлом году российские власти объявили о моратории на повышение налоговой нагрузки до 2018 года. Пока что он остается в силе, но, выступая на экономическом форуме в Давосе, бывший министр финансов Алексей Кудрин выразил уверенность, что это ненадолго — повышение налогов неизбежно уже в этом году.

Сохраняя свое формальное действие, мораторий тем не менее может быть нарушен де-факто. Например, через введение различных обязательных сборов, не имеющих статуса налогов. Эксперты, впрочем, уверены, что экономическая истина о вреде повышения налогов в периоды кризиса властями игнорируется, даже несмотря на вхождение страны в большой электоральный цикл.

«Это вопрос выживания бюджетов субъектов Федерации. Искать будут все возможные способы получения дополнительных доходов», — говорит Зубаревич. Данные по консолидированным бюджетам регионов свидетельствуют о том, что налоговые ставки растут. Так, доход от налога на имущество за 2015 год в бюджете увеличился на 12%, доход от налогов по УСН на малый бизнес — на 11%, замечает эксперт. Объяснить это повышением активности предпринимателей можно было бы, но никак не в нынешних условиях.

В прошлом году мы увидели фискальные нововведения, которые бьют непосредственно по карманам населения, вроде перехода на кадастровую стоимость при расчете налогов на имущество, внедрения взносов на капремонт и появления платных дорог и парковок. Но наиболее массовые меры, по мнению доктора экономических наук Сергея Смирнова, все-таки не зайдут слишком далеко:

«Тут не должно быть широкой базы налогоплательщиков. Под кадастровую стоимость мы уже попали, c 1 июля повысились тарифы на ЖКХ, пенсию недоиндексировали в 3 раза. Если на этом фоне произойдет что-то еще, население просто не выдержит такой нагрузки».

Фискальная политика властей волнует и бизнес, к налоговому бремени которого за последнее время добавились торговый, утилизационный и экологический сборы. Опрос топ-менеджеров крупнейших российских компаний, проведенный консалтинговой компанией PwС, показал, что политика государства по предотвращению бюджетного дефицита сегодня является второй по величине угрозой для отечественного бизнеса: в этом году этот пункт отметили 86% респондентов. Более сильные страхи у российских CEO вызывает только волатильность рубля (92%).

В условиях кризиса рентной экономики государство усердно ищет суррогатные источники пополнения бюджета. «Правительство напоминает мне ту самую рыбку, у которой брюшко вскрыли, почистили, а рефлексы у нее остались: она кидается на раскаленную сковородку и начинает трепыхаться, забрызгивая все кругом, и в первую очередь нас с вами», — говорит Смирнов. Надо, напротив, немного отпустить вожжи — инициатива населения пробудится, возрастет экономическая самостоятельность людей, считает эксперт. Иначе возникнет риск массового ухода «в тень», сопоставимого с девяностыми годами, — а казне от этого легче точно не станет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow