Сюжеты

Семнадцати внукам в назидание

Премию «НОС» получило житие Данилы Зайцева

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 10 от 1 февраля 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

Премию «НОС» получило житие Данилы Зайцева

28 января в Москве, в Электротеатре «Станиславский», прошли традиционные открытые дебаты жюри и экспертов, предшествующие выбору из шорт-листа премии «НОС» ее лауреата.

Напомним: «НОС», одна из самых заметных литературных премий России, учрежден фондом Михаила Прохорова. Расшифровка гоголевской аббревиатуры — открытая, по личному выбору: НОвая Словесность, НОвая Социальность… или Сексуальность, или Сострадание: как хотите.

Традиционно шорт-лист «НОСа» определяется в открытой дискуссии в ноябре, на Красноярской книжной ярмарке КРЯКК, а победитель — в Москве, в конце января. По итогам голосования на сайте (выбор из книг лонг-листа) вручается и «НОС» читательских симпатий.

Жюри 2015 года: искусствовед Анна Гор, публицист Николай Усков, историк Дмитрий Споров, журналист Тимофей Дзядко. Председатель, режиссер Константин Богомолов, скромно заметил: «Мы, в конце концов, определили себя как жюри читателей».

«Читательский» «НОС» вручен художнице Екатерине Марголис за автобиографическую повесть «Следы на воде» (СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014): действие вдумчивой и изящной прозы художника простирается от Переделкина 1970‑х до Венеции наших дней.

В шорт-листе «НОСа»-2015 были: роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (получивший недавно премию «Большая книга»); документальная повесть А. Нуне «Дневник для друзей» — о работе в берлинском хосписе; первая книга прозы поэта «поколения тридцатилетних» Татьяны Богатыревой «Марианская впадина»; «роман фрагментов» петербургского поэта и эссеиста Александра Ильянена «Пенсия» (традиция явно восходит к «Уединенному» Розанова, а сложилась книга из постов в соцсетях, но отнюдь не хаотически, а с незаметно-продуманной точностью формы); роман в новеллах Марии Голованивской «Пангея»; поразительная по материалу, лаконизму и точности книга прозы поэта и антрополога Полины Барсковой «Живые картины», выросшая из десятилетней научной работы над дневниками блокадных лет в архивах Петербурга. И — документальный роман, рассказ о своей жизни и жизни целого мира русских староверов, ушедших в эмиграцию, — «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева» (М: Альпина, 2014).

О книге Зайцева «Новой газете» в октябре 2015 года подробно рассказывал сам автор — в диалоге с писателем Петром Алешковским. 56‑летний Данила Терентьевич родился в эмиграции, в Китае, вырос и прожил большую часть жизни в Латинской Америке, в староверских общинах Аргентины и Уругвая. В 2008‑м огромная семья Зайцевых (у Данилы Терентьевича — 17 внуков) пробовала вновь переселиться в Россию, но через два года отступилась от неравной борьбы со строгостью отечественного чиновничества и вернулась на чужбину (сыновья Данилы Зайцева — известные в Южной Америке врачи-остеопаты).

Как видим, «НОС»-2015 обернулся прежде всего литературой НОвой Социальности, или НОвого Свидетельства своей судьбы, или глубоко лежащих, не исследованных осколков ХХ века.

В финале дискуссия шла вокруг книги Данилы Зайцева и повести Татьяны Богатыревой «Марианская впадина» — о странно-сдержанных, полубесплотных юношах и девушках Петербурга, держателях арт-клубов, устроителях поэтических вечеров, дизайнерах «одежды для думающих». (Цитата: «Утром мы ищем мне работу в интернете, и находим почти сразу, потому что я планирую ещё раз за утро заняться сексом и потому что мне всё равно, где работать, а она — радуется, потому что уже привязалась ко мне…»).

Лауреатом стал Зайцев. Был он глубоко растроган и сказал о своей книге, которую создал прежде всего семнадцати внукам в назидание: «Мне в своей жизни все хочется вернуть… Мне каждого мураша жалко». Хотя жизнь Данилы Терентьевича полна трудов, преодоления, борьбы с обстоятельствами, члены жюри почти единодушно говорили, какое сильное потрясение вызывает при чтении не только знакомство с малоизученным нами «материком» русского старообрядчества, но и сила личности, стоящей за текстом.

Главный же пафос «НОСа» и смысл учреждения премии выразила издатель Ирина Прохорова, содиректор фонда Прохорова и инициатор создания «НОСа»:

— Читайте книги шорт-листа…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera