СюжетыКультура

Нашим детям поет колыбельную всемирная Сеть

Какое же кино снимать для современных детей, развращенных или просвещенных новыми технологиями? Обсуждаем непростой вопрос с французским режиссером Артуром Бензанкеном, автором «Новых приключений Аладдина», прилетевших на наши экраны

Этот материал вышел в номере № 10 от 1 февраля 2016
Читать
Какое же кино снимать для современных детей, развращенных или просвещенных новыми технологиями? Обсуждаем непростой вопрос с французским режиссером Артуром Бензанкеном, автором «Новых приключений Аладдина», прилетевших на наши экраны

Французские кинематографисты заняты поиском краткого и верного пути к сердцу зрителя. В грядущем году, так же как в Голливуде, здесь будет главенствовать жанр. Особый акцент сделан на семейное кино. Чтобы и детей занять на полтора часа, и родителям было не скучно. Один из популярных рецептов не слишком оригинален. Рассказать старую сказку на новый лад. Но вот тут и возникает множество подводных камней. Какие сказки рассказывать нынешним детям? Которые уже припаяны к аттракционному, бьющему по глазному нерву из всех орудий 3D-экрану. У которых, как свидетельствуют психологи, низкая концентрация внимания и дисбаланс между интеллектом и социальными эмоциями. Которые с рождения сталкиваются с высокотехничными достижениями человечества. И во многих вопросах смотрят на своих родителей… как на несмышленых малолеток. К чему мечтать о магической лампе, когда у тебя в руках джойстик управления всем виртуальным миром?

«Новые приключения Аладдина», признаюсь честно, вызвали у меня множество вопросов. К тому же проблема содержательности, языка, стиля детского кино сегодня остра практически для всех кинематографий, и нашей — в особенности.

Изображение

— Итак, в вашем фильме мы переносимся в ХI век, в сердце Багдада — города тысяч сокровищ, где в замке, как и положено, томится принцесса, гадкий визирь строит козни, а кудесник Джин вырывается из позеленевшей от времени лампы, чтобы помочь бедному воришке Аладдину. Но на рынке древнего города колдуны предлагают не только зелья для омоложения, но и DVD с тысячелетней лицензией, здесь играют современную музыку, спорят на современные проблемы. И все потому, что эту сказку рассказывает в огромном супермаркете Санта-Клаус, по совместительству безработный актер-аниматор. А его слушатели — малолетние покупатели. Вы осовремениваете хрестоматийную историю, потому что нынешние дети, на ваш взгляд, уже не воспринимают традиционную сказку?

— Ну знаете, и сегодня старые сказки востребованы. Во всем мире продолжают создавать неисчислимое количество экранизаций. В том числе и анимационных. Но вы правы, неотвратимо увеличивается пропасть между нынешними детьми и всей этой прекрасной волшебной стариной. Все эти древние словечки, заговоры, образы мальчиков‑с‑пальчиков, коров с большими ушами-тоннелями не очень им понятны. И все же мы осовременили не столько обстоятельства, сколько характеры персонажей. Чтобы сделать их ближе. А значит, их легче понять, сочувствовать им, вместе с ними совершать ошибки и думать о жизни.

— Недрогнувшей рукой вы смешиваете стили: костюмированную старину и новое (например, по просьбе маленьких слушателей, сказочник — Санта-Клаус готов забросить в далекое прошлое автомат с конфетами, водитель ковра-самолета предупреждает пассажира: «Надо быть осторожней, а то у меня ОСАГО просрочен»). Зачем вы оснащаете героев древности новыми гаджетами и технологиями?

— Технологии — это то, что сегодня движет миром и сознанием. Фэнтези, подобное «Аладдину», не снять без компьютера и новых технологий. Но и для Багдада XI века ковер-самолет, лампа с Джином были своими «новыми технологиями» или гаджетами, которые сочинила сказка. И которые потом с успехом воплотились в нашу сверхскоростную реальность. Сегодня для меня одно без другого уже практически не существует. Мы нуждаемся в новых технологиях, не можем без них не только в жизни, но и в сочинении подобных историй. И да, мы продолжаем нуждаться в волшебстве, магии сказки.

Изображение

— В связи с тотальным натиском новых технологий разрыв между поколениями увеличивается. Как его сокращать?

— Да, дети в этом прогрессивном деле сильно нас обгоняют. И заметим, это не только вопрос, так сказать, «технический», уровня «продвинутости», понимания. Есть и пассив технологий, которые уже давно перебрались на уровень ментальный, на просторную территорию мысли, мечты. Это же не только айфон в руке или компьютер перед глазами. Технологии отрывают ковер-самолет от земли. Они врываются в сны, в сказку. Позволяют претворять самые смелые фантазии в жизнь.

— Разве всю чудесную утварь не заменили айпады, чаты, интернет?

— Возможно… Не нашему поколению об этом судить. Мы зависли между архаичным прошлым и продвинутым будущим. А все эти новые «волшебные гаджеты» нам видятся тоже какой-то сказкой, но, увы, непонятно еще с каким финалом. Наши дети уже рождаются с айпадами, играют телефонами вместо погремушек, и колыбельную им поет всемирная Сеть. Они иначе коммуницируют с миром. Иначе смотрят кино. Иначе читают. Иначе общаются. Можно, конечно, делать вид, что ничего этого не происходит. Но тогда разрыв, о котором вы говорили, будет еще большим. Во что все это технологическое ускорение выльется? И все же я оптимист, думаю, не стоит выбрасывать на свалку старый добрый волшебный «винтаж». Это все вопрос моды. А она, как известно, любит ностальгию по прошлому. В том числе и в кино.

— Редкий ребенок сегодня верит в Санта-Клауса. Может быть, само кино должно быть Санта-Клаусом?

— Ребенок, осознающий себя «взрослым пользователем» в кинозале, забывает о своем рационализме и скепсисе. Магия кино завораживает. Кино и есть тот кувшин, из которого вылетает Аладдин, исполняя самые невозможные желания. Фильм — это способ увидеть миры, в том числе несуществующие. Побывать на Марсе и в Древнем Риме. И в отличие от Санта-Клауса, кино — не сезонный рабочий, оно трудится круглогодично.

Изображение

— К тому же мир сегодня становится небезопасным. Значит, кинозал еще и убежище от страха?

— Во всяком случае, и кино, и культура в целом сегодня выполняют миссию — простите за высокопарное слово — спасения, убежища мира. Оно способно принести людям ощущение сообщности, сопричастности каким-то важным общим ценностям. У нас во Франции в кинотеатр приходят очень разные люди, различного достатка, взглядов, перспектив, цвета кожи. И только там, в кинозале, они смотрят в одну сторону, смеются вместе. Я считаю, что это такой важный сеанс связи. Сегодня экран — миротворец. Вы же знаете, есть такой популярный сайт Peacemaker — информативный ресурс ООН, созданный как инструмент поддержки международных профессиональных миротворцев. Вот и у кино сегодня примерно такая же миссия.

— Современные идеи и проблемы: свобода против диктатуры, в том числе свобода женщины, политические интриги — все это есть в вашем фильме. Вы полагаете, это может быть интересно детям?

— Я думаю, не нужно создавать оторванный от реалий благостный, тепличный киномир. Любая настоящая сказка полна подлинного драматизма. Но наш «Аладдин» и строится как разговор с современностью. Я предположил, что и оппозиция между диктатурой и свободой, политические интриги, желание женщины самостоятельно определять свою судьбу, — проблемы вневременные. И как ни старайся, от них не отгородить детей. Но сказать честно, мы и не планировали специально рассказывать о каких-то современных проблемах. Мы рассказываем историю приключений, а проблемы… куда от них деться. Нам просто хотелось, чтобы наши герои жили чувственной, наполненной сегодняшними переживаниями жизнью.

— Ваш Санта-Клаус служит в большом магазине — это образ современного мира, в котором побеждает материальное?

— Да, диктатура консьюмеризма побеждает. Выбор между выгодой и сочувствием, взаимопомощью — один из главных конфликтов фильма. Думаю, современная многосложная жизнь со всеми ее проблемами должна представать на экране во всей гамме красок. Зачем заигрывать с детьми? Задача кино не приукрашивать и не прислуживать жизни. Но детское кино все же находит в многогрешной реальности светлые стороны. Может быть, слегка подсвечивать ее гирляндами. Озвучивать бубенчиками на колпаке. Но прежде всего показывать способность людей любить. Жертвовать собой. Жить полной жизнью и оставаться самим собой. Быть верными дружбе. Может быть, всего и недостаточно. Но это правильное начало для любой истории, адресованной аудитории любого возраста.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow