СюжетыПолитика

Как российские СМИ раскалывали Германию

Визит в Москву премьер-министра Баварии по приглашению Собянина подали как следствие больших проблем в передовой стране ЕС

Визит в Москву премьер-министра Баварии по приглашению Собянина подали как следствие больших проблем в передовой стране ЕС
Хорст Зеехофер на встрече с президентом Путиным / kremlin.ru
Хорст Зеехофер на встрече с президентом Путиным / kremlin.ru

Накануне поездки Хорста Зеехофера в Россию многие немецкие ведущие политики из правящей коалиции и оппозиционных партий, политологи и журналисты высказывали критические опасения, суть которых сводилась к тому, что Кремль постарается использовать данный факт в своих пропагандистских целях. Так оно вышло.

«Зееховер — главный противник Меркель», «Мюнхен выстраивает отношения с Россией в обход Берлина», «Бавария выступает за отмену антироссийских санкций» — примерно в таких главных тезисах официальные российские СМИ подали информацию о высоком баварском госте московского мэра (формально Зееховера пригласил Собянин). У незнакомого с немецкими политическими реалиями и национальными традициями обывателя может сложиться впечатления, что Германия находится на грани раскола, Бавария вот-вот выйдет из ее состава, и ввиду этого ее премьер-министр, приехав в Россию, решил именно отсюда начать самостоятельную внешнеполитическую деятельность.

Действительно, отношения Берлина и Мюнхена вряд ли можно назвать безоблачными. Недаром полное название альпийской федеральной земли подчеркнуто звучит Freistaat Bayern, что в переводе означает свободное государство Бавария. В этом заключается баварский дух. Баварец на вопрос — немец ли он? — с вызовом ответит: нет, я — баварец.

В Баварии умеют веселиться, что наглядно демонстрирует Октоберфест, но не терпят праздности. Уважают трудолюбие и не любят нахлебников. Открыто и дружелюбно встречают гостей, однако могут твердо показать на дверь, если гости начинают злоупотреблять законами гостеприимства.

Баварские политические лидеры хорошо понимают консерватизм традиций своих земляков и стараются выстраивать демонстративно независимые отношения в рамках федерального государства. В противном случае им грозит утрата доверия избирателей на очередных выборах.

Летом прошлого года именно баварцы стали зачинателями культуры «Добро пожаловать!» в отношении сирийских беженцев.

На вокзале Мюнхена волонтеры и просто жители города встречали поезда с мигрантами доброжелательными улыбками, накрытыми столами с бутербродами, раздавали воду и одежду.

Но когда поток беженцев продолжал только нарастать, местные возможности по их размещению были исчерпаны, а федеральная бюрократическая машина не спешила оказать помощь по распределению вновь прибывающих по другим землям, первым, кто забил тревогу, был премьер-министр Зееховер. В истинно баварском духе он, не взирая на авторитеты, в данном случае канцлера Меркель, заявил, что пригласить всех беженцев — было серьезной ошибкой, надо срочно предпринимать меры и, главное, ограничить прием мигрантов. Более того, Бавария от слов перешла к делу, и по инициативе своего премьера ввела пограничный контроль на границе с Австрией.

Это, конечно, стало причиной трений в отношениях Меркель и Зееховера. Однако назвать их противниками никак нельзя — они по-прежнему остаются в одной лодке. Возглавляемый баварским премьером Христианско-социальный союз является региональной дочерней структурой Христианско-демократического союза, хотя и с большими самостоятельными правами и полномочиями. И Зееховера не менее Меркель заботит текущая миграционная ситуация в Германии, которая в значительной степени меняет общественные настроения в стране: более 80 процентов немцев не считают меры правительства по сдерживанию потока беженцев достаточными, а среди сторонников ХДС таковых насчитывается 67%.

В преддверии будущего избирательного года эти цифры вызывают обоснованную тревогу у партийных аналитиков. Поэтому Зееховер, как политик, действующий в условиях системы с устойчивыми демократическими традициями, оставляет за собой право критики в адрес лидера страны.

Теперь вопрос: зачем Зееховер все-таки поехал в Москву?

Пригласили, вот и поехал. Инициатива исходила от российской стороны и почему бы не использовать это для зондажа политических настроений Кремля по актуальным международным вопросам и проблемам двухсторонних отношений? Заодно посмотреть: не посылает ли этим самым Москва сигнал Западу о том, что на фоне серьезных экономических трудностей готова к переформатированию отношений и только ищет достойный для себя выход из тупика политики санкций и антисанкций?

Тем более, перед поездкой Зееховер однозначно заявил, что согласовал ее с канцлером и не намеревается проводить параллельную внешнюю политику. Несмотря на порой острую критику со стороны баварского политика, он по-прежнему пользуется уважением и доверием Меркель, которая хорошо понимает, что мнения и оценки неудобного и критически настроенного соратника могут иметь большое значение для выработки адекватной политической стратегии.

И, наконец, о том, что сама поездка Зееховера по сути носит разведывательный характер — своего рода политическая разведка боем, и никак не может быть приравнена к официальному визиту, свидетельствует то, что он прибыл в Москву без сопровождения хотя бы региональных министров и деловых людей, без подготовленных заранее к подписанию каких-либо договоров или даже просто протоколов о намерениях.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow