СюжетыОбщество

Светится, как Лас-Вегас

«Артек» сегодня живет намного лучше остального Крыма — и тем провоцирует неприязнь местных жителей. Но разве дети виноваты в том, что получили этот кусочек счастья?

Этот материал вышел в номере № 13 от 8 февраля 2016
Читать
«Артек» сегодня живет намного лучше остального Крыма — и тем провоцирует неприязнь местных жителей. Но разве дети виноваты в том, что получили этот кусочек счастья?
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Я оказалась в Крыму во время блэкаута, и не могла туда не поехать, потому что «Артековец сегодня — артековец всегда». Я была в «Артеке», смену прожила в «Лазурном»**Один из лагерей в структуре большого лагеря «Артек». еще в украинские времена, и это лучшее место и лучшее время в моей жизни. Мне надо было понять, что там сейчас, особенно во время отключений света. Как они там живут.

По моим ощущениям, они сейчас живут намного лучше остального Крыма. И лучше остальной России. «Артек» — опять остров. На этом острове все в порядке, там растят прекрасных детей, там справились с блэкаутом, нормально проходят зимнюю смену и даже поднимаются из разрухи, которая — будем честны — при Украине в «Артеке» была.

— Главный благополучатель — ребенок — ничего не заметил, — говорит Алексей Каспржак, гендиректор «Артека». — Другой вопрос — какой ценой. Когда отключился свет, была новогодняя смена — полторы тысячи детей, четыре лагеря. Мы выжили на дизеле: по всей территории действуют 14 дизель-генераторных установок. Восстановили бесперебойную подачу электричества и отопление за одни сутки. Свет появился уже через два часа после отключения. Мы сразу же ввели ЧС, вся команда работала без перерыва, первые три недели у эксплуатационных служб был специальный график: сутки через сутки.

— То есть вы хотели, чтобы дети вообще ничего не поняли?

— Да все они поняли. Ребенок приезжает в «Артек» за свои достижения, всего на 21 день и, возможно, один раз в жизни. Мы не можем сказать ему, что вот — такая ситуация… И нам это удалось. Вначале, конечно, потребление было колоссальное — за сутки на обеспечение лагеря уходило 20 тонн дизельного топлива! Сейчас мы снизили расход до 5–8 тонн. Мы обеспечили не только все лагеря, но и школу, бассейн, спортивный комплекс. Даже детский сад, который находится не на территории «Артека», а в самом Гурзуфе. Это был, кажется, единственный детский сад во всем Крыму, где не было вынужденных каникул. Мои дети туда ходят, поэтому я точно знаю, как отец, а не как директор.

— А не было паники? Ведь звонили родители…

— Паники не было, мы в тот же день разместили на сайте информацию, что лагерь работает в штатном режиме, сделали так, чтобы все ребята позвонили родителям или отправили sms: все хорошо, свет и тепло есть. Ребята даже провели акцию «Свет в каждом из нас», сняли ролик, в финале которого выстроились в эту надпись с телефонами-фонариками и выложили это «кино» в интернет. Я считаю, что это отлично, потому что они вынесли опыт из ситуации. Процесс образования, он не может быть смоделирован, он «случается». И вот случилась такая ситуация — отключили электроэнергию в Крыму, а ребята что-то получили от этого.

— Какие еще были проблемы помимо электричества?

— Могли быть сложности с продуктами, но наш подрядчик сразу предоставил альтернативу — закупки у поставщиков из континентальной России. Ведь здесь основная проблема — холодильники, у нас-то все работает, но у поставщиков другая ситуация. Мы сразу усилили контроль продукции на входе, сейчас санитарная служба работает каждый день в усиленном режиме, проверяет очень тщательно. Мы увеличили запасы продуктов с большим сроком хранения. Рацион в столовых не поменялся.

— А строительство встало?

— Нет, у нас такие сроки, мы не можем себе этого позволить. Основные проблемы — поставки щебня и бетона. У поставщиков все встало, на любые вопросы они отвечают: «Ну, ЧС же, чего вы хотите?» Но наши подрядчики привезли свои дизель-генераторы и восстановили работу, так что строительство идет. На территории сейчас колоссальная стройка, даже больше, чем прошлой зимой. Закрыты на реконструкцию несколько лагерей полностью, столовые, административные корпуса. В прошлом году у нас просто некуда было привезти детей, Нового года не было… В этом году первый раз за много лет сделали общий праздник, 1500 детей на Дворцовой площади, салют… Мы долго совещались, нужно ли делать салют, дразнить местное население… Но решили делать, у детей должен быть Новый год.

— А вы ощущаете негативное отношение местного населения?

— Местные называют «Артек» «Лас-Вегасом», потому что, если едешь по шоссе, он весь светится. Это нетипично для здешних территорий, особенно в нынешней ситуации. Значит, и негатива достаточно. До абсурда доходит. Был у меня в фейсбуке пост от кого-то из родителей, мол, в «Артеке» все хорошо, свет и тепло есть. Так вот, кто-то из комментаторов пишет, что вот в артековском детском саду есть все, а рядом стоит гурзуфская поликлиника, где сотрудники лагеря диспансеризацию проходят, так там нет электричества, а Каспржак не захотел помочь. Люди не понимают, что мы — всего лишь бюджетное предприятие, я не могу пойти и подарить другому учреждению, которое подчиняется муниципалитету, дизельный генератор или 5 тонн дизеля!

— Какая сейчас ситуация в лагере? Постоянное электроснабжение восстановлено?

— Нет, мы на 50% на постоянном электричестве и на 50% на дизеле. Основная проблема сейчас — это график отключений. У нас здесь несколько линий, на которых еще другие объекты, и сложно договориться, согласовать действия. Я же не могу пугать детей в столовой отключением электричества на час. А подключение дизельных генераторов требует времени. Это сложно, но мы справляемся. Каждое утро мне приходит эсэмэска-отчет — где есть свет, отопление, какие проблемы. А когда был режим ЧС, эсэмэски приходили каждый час. Так и жили.

— Вам помогали местные структуры?

— У местных своих проблем выше крыши… Мы стараемся действовать по принципу: если можно не просить, то и не надо. Сейчас у нас есть запас дизеля на трое суток — на случай, если снова что-то произойдет.

— Сколько сейчас ребят в «Артеке»? Вы сказали, что это первая новогодняя смена.

— Сейчас здесь 1524 ребенка. Да, это первая за всю историю, кажется, смена, в которую в новогоднюю ночь на Дворцовой площади был настоящий общеартековский праздник — полторы тысячи детей! Раньше смена, как правило, закрывалась перед Новым годом и открывалась после зимних каникул.

— Кто сейчас к вам попадает: чемпионы, интеллектуалы, элита? Или все больше социальные программы?

— Одна программа — «Артек милосердный». У нас есть база историй о ребятах, которые хотят в «Артек». Любой благотворитель может прочитать информацию о конкретном ребенке и перечислить средства. У нас недавно была история с девочкой из Луганска, она разместила свою историю на сайте, ее увидел благотворитель из Германии и перечислил за нее деньги.

Приезжают дети после трансплантаций органов: когда мы начали эту историю, оказалось, что это вообще первые ребята, которые получают путевки после таких операций. Дети после пересадки почек, например. Бывает, родители настолько измочалены лечением, что денег нет вообще ни на что. Таким мы тоже помогаем.

Наша основная цель здесь — образование, но не школьное, предметное, хотя в школу наши дети тоже ходят, а внутреннее. Мы хотим, чтобы ребенок, который получает путевку в «Артек» за свои достижения, получил поощрение за свой труд, чтобы он уехал отсюда чуточку увереннее в своих силах, в том, что он может сам изменить свою жизнь и мир вокруг себя.


…Осмотр «Артека» я начала с «Лазурного», потому что он мой. Столовую «Лазурки», расписанную иллюстрациями из сказок Пушкина, хорошо помнит каждый, кто когда-либо бывал здесь. Росписи отреставрировали в прошлом году студенты Палехского училища, а руководил ими художник, который сам, в бытность студентом, расписывал эту стену 30 лет назад. В залах обедают отряды. Нам тоже достается обед, и он вкусный, как тогда. За новенькими, полгода как отремонтированными «дачами» (так называются корпуса в «Лазурке») слышен гул — шумит дизель. Неприметный серый ящик рядом с трансформаторной обеспечивает электроэнергией весь «Лазурный».

В зимнюю смену работают только «Морской», «Лазурный», «Хрустальный» и «Янтарный». Летом детей принимали еще «Речной» и «Озерный». К следующим летним сменам планируется открыть еще два лагеря и увеличить количество принимаемых детей.

За последние полтора года «Артек» сильно изменился. Всю советскую артековскую символику сменили. Зато песни и речовки старые, это уже фольклор: «Артек, Артек, наш Лазурный Артек, не забудем вовек!» или «Всем-всем Хрустальный привет, всем-всем Морской ответ!».

Тут работает такая большая машина времени. До сих пор стоит на территории огромный памятник Ленину, сделанный к 60-летию «Артека» и открытый Горбачевым. Сейчас основание памятника расписано граффити, из плит растут кипарисы и кизил. Мемориал не сносят, потому что руководство «Артека» против уничтожения любых памятников, а еще постамент выполняет важную противооползневую функцию и служит навигационным ориентиром для кораблей.

специально для «Новой», Крым

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow