Сюжеты

Очередь к свободе

У Музея Фаберже в Петербурге есть все шансы побить рекорды выставки Серова — здесь Фрида Кало

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 14 от 10 февраля 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ШкуренокНовая газета

У Музея Фаберже в Петербурге есть все шансы побить рекорды выставки Серова — здесь Фрида Кало


Один из 55 автопортретов Фриды Кало
Фото: Руслан ШАМУКОВ / ТАСС

В Музее Фаберже впервые в России проходит масштабная выставка оригиналов работ самой известной латиноамериканской художницы Фриды Кало.

Одна из самых эпатажных женщин-художниц XX века — открытая бисексуалка, заядлая курильщица, любительница непристойных анекдотов, текилы, разнузданных вечеринок, любовница Льва Троцкого — Фрида Кало стала для многих символом абсолютной эмансипации и свободы, а ее творчество — предметом культа.

До сих пор российский зритель довольствовался фотографиями ее картин, постерами, фильмами о трагической жизни.

— Для нас этот год стал буквально годом Фриды Кало, — рассказала «Новой газете» Екатерина Лопаткина, куратор выставки, сотрудник Государственного Эрмитажа. — Сначала Эрмитаж выставил одну ее картину, «Автопортрет с обезьянкой», теперь в Музее Фаберже мы показываем несколько десятков живописных и графических работ, в следующем году хотели бы представить творчество других мексиканских художниц. Надеюсь, что для Питера знакомство с работами Фриды станет настоящим открытием мало известного у нас мексиканского искусства.

Всего в Музее Фаберже представлено 35 работ художницы. Экспонаты поступили из Музея Долорес Олмедо, галереи Аrvil и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы, мужа Фриды Кало. Они дают представление обо всех этапах ее творчества — от самых первых, ученических набросков до зрелых работ последних лет. Что стало отдельным подвигом для организаторов. Дело в том, что творчество Фриды Кало объявлено в Мексике национальным достоянием, основная часть ее работ находится в собственности Фонда Фриды Кало и Диего Риверы. По решению фонда они не покидают пределов Мексики, и даже по территории Мехико работы художников передвигаются по правилам, разработанным фондом.

— Мы столкнулись с совершенно неожиданными требованиями к перевозу картин, — рассказал директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. — Например, можно было вывозить лишь по 10 картин в обязательном сопровождении охраны. И мы вывозили четырьмя самолетами с постоянными сопровождающими, даже в машине, которая везла картины из аэропорта Хельсинки в Петербург, ехали специальные люди. И, конечно, жаль, что не удалось договориться с музеем во Флориде, где хранится гипсовый корсет Фриды, который она сама разрисовала, — корсет был для нее символом личной трагедии, физической беспомощности и тяжелых страданий.


Народ тянется к искусству
Фото: Руслан ШАМУКОВ / ТАСС

Увидеть этот корсет посетители выставки все-таки смогут: одна из самых известных работ Фриды — «Сломанная колонна», созданная в 1944 году, стала визитной карточкой выставки. На ней Фрида изобразила свое тело в разрезе — она демонстрирует сломанный позвоночник в виде треснувшей античной колонны, ребра охватывают обручи корсета, стягивающего распадающееся тело. За спиной пустынный пейзаж — Педрегальское плоскогорье, где в начале 1940‑х годов Диего Ривера начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры. Природа и традиционная культура Мексики, ее собственная жизненная трагедия стали для Фриды главными темами и вдохновением для творчества.

Впервые карандаш и кисти Фрида взяла в руки в 18 лет, после того, как попала в страшную катастрофу, в которой получила тяжелейшие травмы позвоночника и внутренних органов, перенесла десятки операций. Прикованная к постели, она начала рисовать. Именно тогда сложилось ее особое пристрастие к автопортрету: многие месяцы болезни она рисовала свое лицо, отраженное в зеркале, подвешенном на специальном приспособлении. Всего из 142 картин ее художественного наследия 55 составляют автопортреты, и ни на одном из них она не нарисовала себя улыбающейся. На выставке в Петербурге представлены четыре картины с названием «Автопортрет», на многих других работах она в виде главного персонажа изобразила себя.

В возрасте 22 лет она вышла замуж за художника Диего Риверу. Брак оказался драматическим: как говорила сама Фрида, она пережила в жизни две аварии, одну — столкновение с автобусом, другой аварией она называла Диего. С тех пор вся ее жизнь оказалась связанной с живописью, с Диего, его постоянными изменами жене, а еще — с коммунистическими идеями, которыми он «заразил» и Фриду. Под влиянием мужа Фрида в 1928 году вступила в мексиканскую компартию. В ее доме и сегодня можно увидеть на полках тома Маркса, Ленина, Сталина, Зиновьева. Над изголовьем кровати висят большие портреты основоположников марксизма-ленинизма, здесь же — незаконченный ею портрет Сталина. В январе 1937 года Лев Троцкий с женой прибыли в Мексику, Фрида привезла изгнанников в свой «голубой дом», и очень скоро 60‑летний Троцкий увлекся ею. Роман был коротким, жена Троцкого быстро пресекла интригу, а легенды об этом живы до сих пор. На выставке в Музее Фаберже посетители смогут увидеть более 100 фотографий, рассказывающих о бурной жизни Фриды и Диего, об их друзьях и знакомых.

В конце 30‑х годов творчество Фриды Кало узнали за пределами Мексики: в 1938 году основоположник сюрреализма Андре Бретон увидел работы Фриды и был ими очарован. Благодаря усилиям Бретона состоялись выставки картин Кало сначала в модной галерее Джулиана Леви в Нью-Йорке, затем в Париже. Ее картины хвалили Пикассо и Кандинский, а одну даже приобрел Лувр. Сюрреалисты считали ее «своей», а она сама не скрывала своей неприязни к ним. И однажды в сердцах обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и муссолини».

Две особые темы ее творчества — невозможность иметь детей, а еще — сохранение традиционной мексиканской культуры. Целая серия ее живописных и графических работ посвящена несостоявшемуся материнству: нерожденные дети, искалеченное женское тело, анатомические детали производят впечатление какого-то постоянного самоистязания. Но именно так, через живопись и рисунок, Фрида — переживала эту личную драму.

И, конечно, она блестяще знала историю и традиционную культуру своей родины, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. На выставке можно увидеть и национальные мексиканские костюмы сродни тем, что носила Фрида.

…Только за год до смерти Кало в Мехико состоялась ее первая персональная выставка, которая стала национальным триумфом художницы. У первой выставки ее работ в Петербурге есть все шансы открыть истинную Фриду Кало — страстную, откровенную, сильную и яркую, как солнце Мексики, — российскому зрителю.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera