СюжетыПолитика

Сирийский треугольник

Военная операция в провинции Алеппо: как переплелись интересы Турции, курдов, умеренной оппозиции и боевиков

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2016
Читать
Военная операция в провинции Алеппо: как переплелись интересы Турции, курдов, умеренной оппозиции и боевиков

После освобождения Сальмы и Ар-Рабии в провинции Латакия армия Асада получила возможность перебросить в провинцию Алеппо несколько частей и 2 февраля, при массированной поддержке авиации ВКС России, развернула наступление в направлении турецкой границы (севернее Алеппо). Уже на следующий день были разблокированы города Нубль и Аз-Захра, которые около четырех лет находились в осаде.

В этот же день, 3 февраля, правительственные войска взяли под контроль стратегическую трассу Газиантеп — Алеппо, по которой осуществлялось снабжение террористического интернационала с территории Турции.

К 8 февраля правительственные войска взяли под контроль шоссе Алеппо — Дамаск и дорогу Башкой — Ритьян.

Одновременно активизировались и курдские «Отряды народной самообороны», освободившие несколько стратегических населенных пунктов и соединившиеся с подразделениями армии Асада на севере провинции Алеппо.

«Умеренная оппозиция» в провинции Алеппо уже практически не оказывает сопротивления правительственным войскам. Но на севере и востоке провинции большие территории контролирует запрещенное в России «Исламское государство», и именно с фактически окруженными боевиками ИГ сегодня идут наиболее ожесточенные бои.

Но чем очевиднее успехи правительственных войск Сирии на севере страны в приграничных с Турцией районах, тем более жесткой становится критика действий сирийских военных и российских летчиков.

8 февраля в Анкаре канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу заявила: «В последние дни мы были не просто шокированы, мы в ужасе от страданий десятков тысяч мирных граждан Сирии в результате бомбардировок, в первую очередь со стороны России».

Турецкие политики и дипломаты не устают говорить о новой волне беженцев из Сирии. К примеру, Ахмет Давутоглу заявил: «К сожалению, Алеппо, как и Мосул, уничтожен. Сейчас к нашим границам пришли 15 тысяч человек из Алеппо. Мы их обеспечим всем необходимым».

Бывший офицер турецкой военной разведки Милли Истихбарат Тешкилаты (МИТ), несколько лет работавший в США, в ряде европейских стран, в Ираке и покинувший страну, в разговоре с «Новой» объяснил эту «странность» тем, что Турция сейчас пытается спасти от полной ликвидации отряды ИГ, окруженные на севере провинции Алеппо сирийской армией и курдским ополчением.

— Ни для кого не секрет, что руководитель турецкой разведки Хакан Фидан — один из ближайших сподвижников главы Турции, — рассказывает мой собеседник. — Именно Эрдоган в мае 2010-го продавил назначение Хакана Фидана, бывшего армейского младшего офицера, на должность руководителя военной разведки. Подобного у нас никогда не было. МИТ никогда не руководил «парашютист», человек со стороны. Эрдоган эту традицию нарушил.

По словам моего собеседника, именно Хакан Фидан был инициатором предоставления политического убежища в Турции бывшему вице-президенту Ирака Тарику Хашими. В декабре 2011 года Хашими бежал из Ирака в Курдистан, чтобы избежать ареста за организацию «эскадронов смерти». Потом он перебрался в Саудовскую Аравию, а уже оттуда в Турцию. 9 сентября 2012 года иракский суд заочно приговорил Хашими к смертной казни.

— Хашими — лидер иракских суннитов, поддерживающий контакты с генералитетом «Федаинов Саддама», составляющим основной военный костяк ИГ, — рассказывает мой собеседник. — И именно через Хашими Хакан Фидан находится в постоянном контакте с руководством федаинов.

По сведениям моего собеседника, бывшего офицера МИТ, на северо-западе провинции Алеппо попали в окружение не рядовые боевики ИГ, а отряд федаинов, среди которых находятся и люди, обладающие информацией о фактах сотрудничества ИГ и Турции. В том числе о поставках в Турцию нефти из Сирии и Ирака с месторождений, контролируемых террористами.

Эвакуировать этих людей МИТ не может из-за жесткого контроля воздушного пространства Сирии в провинции Алеппо самолетами ВКС России. Только и остается добиться прекращения огня и перемирия.

P.S. Подробности встречи с офицером МИТ читайте в ближайших номерах «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow