РасследованияПолитика

Они исчезли

Шестые сутки в Охотском море продолжаются поиски без вести пропавших судов «Адекс» и «Норт». А также их владельцев

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2016
Читать
Шестые сутки в Охотском море продолжаются поиски без вести пропавших судов «Адекс» и «Норт». А также их владельцев
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Шхуны уже окрестили кораблями-призраками. Они вели промысел неподалеку от северокурильского острова Парамушир. Об этом стало известно утром в минувшее воскресенье, когда с периодичностью в 12 минут сработали два аварийных буя — сначала с «Норта», а затем с «Адекса».

К месту предполагаемого кораблекрушения направилось судно-рефрижератор «Василий Полещук». Позднее в этот район вылетел Ан-74 МЧС России. Однако все, что удалось найти в ходе поисково-спасательной операции, это несколько гидрокостюмов, элементы судовой мебели и пустой спасательный плот с маркировкой «Адекс».

Возбуждено уголовное дело по статье 263 Уголовного кодекса России (нарушение требований в области транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть людей).

Впрочем, кораблекрушение — не единственная версия происшествия. Следователи не исключают, что моряки вели браконьерский промысел и умышленно сбросили в воду аварийные буи. Они поступили так, чтобы запутать надзорные органы. А сами скрылись в неизвестном направлении.

Обе шхуны работали под «удобными» флагами — республики Того («Адекс») и Сьерра-Леоне («Норт»). «Адекс» — транспортник, «Норт» — добытчик. И тот и другой раньше неоднократно меняли названия, попадали в поле зрения пограничников, задерживались по подозрению в незаконной добыче краба. На судах не были установлены технические средства контроля (ТСК), что не позволяло центру мониторинга отслеживать их местонахождение.

Удивительно, но судовладелец после исчезновения кораблей никак себя не проявил. Более того, следователи утверждают, что до сих пор не установили — кто же является компанией-судовладельцем. Нет и «документального подтверждения о выходе в море судна «Норт». Это, к слову, породило еще одну версию происшествия — якобы крушение потерпел только один корабль, но с двумя разными комплектами аварийных буев.

Об «Адексе» информации больше, чем о «Норте». Она, правда, очень противоречива. По одним данным, шхуна была в 2015 году арестована пограничниками, передана в Росимущество и продана с молотка. По другим — в минувшем декабре она «сбежала» из-под ареста. Впрочем, источник в правоохранительных структурах Камчатки в разговоре со мной обе эти версии опроверг.

По его словам, судно «Адекс», принадлежащее компании Phicargo Co LTD, 28 сентября прошлого года действительно задерживалось пограничниками за нарушение правил рыболовства. В связи с этим было возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 8.17 (КоАП). Какое-то время шхуна находилась в порту Петропавловска под арестом. Однако судовладелец внес за него залог — 974 тысячи 412 рублей. В октябре по решению камчатского суда «Адекс» освободили.

Судно покинуло Петропавловск 8 декабря. На его борту было 16 человек — жители Приморского края и Сахалинской области. В Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК РФ сообщили, что именно в декабре моряки «Адекса» последний раз выходили на связь с родственниками. Причем судно тогда находилось уже в одном из портов Японии.

Теперь о версиях происшествия, которые пока озвучивают в качестве основных: кораблекрушение и браконьерская махинация. По мнению экспертов, с которыми мне довелось беседовать, оба эти варианта возможны.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Во время войны подводные лодки использовали такой маневр — они выбрасывали за борт спасательные круги и другие предметы, чтобы враг думал, будто бы их потопил. А подлодки тем временем уходили в безопасное место… Возможно, нечто подобное теперь практикуют и браконьеры. Предположим, что им надо было доставить куда-то крупную партию краба. Зная, что рядом находится патрульное судно, они сбросили буи, чтобы отвлечь внимание пограничников», — полагает редактор газеты «Рыбак Камчатки» Кирилл Маренин.

Он, впрочем, не исключает и версию двойного кораблекрушения: «Возможно, осуществлялся перегруз улова с добытчика «Норта» на транспортник «Адекс». В штормовых условиях одно судно навалилось на другое, оба затонули».

То, что моряки не подали сигнал бедствия, тоже, в принципе, объяснимо. Старые посудины (а «Норт» и «Адекс» были построены еще в первой половине 80-х годов прошлого века) тонут быстро. И к сожалению, довольно часто. В минувшем октябре, например, у берегов Камчатки затонул плашкоут «Парамушир». Из пяти членов экипажа спастись чудом удалось только одному — старшему механику Андрею Гаврину. По его словам, плашкоут перевернулся вверх дном за несколько секунд. Стармеху просто повезло, что он находился в рубке рядом с дверью и успел выскочить на палубу. Какое-то время он провел на перевернутом судне, которое еще держалось на воде, а затем вплавь добрался до всплывшего (тоже вверх дном) спасательного плота…

Всем, конечно, хочется верить, что моряки «Адекса» и «Норта» живы. Как бы там ни было, но ЧП в Охотском море в очередной раз высветило серьезные проблемы российского рыболовства. Понятно ведь, что «Адекс» и «Норт» — не единственные нелегалы на отечественных морских просторах. Значит, «летучие голландцы», корабли, которые невозможно отслеживать при помощи средств мониторинга, чувствуют себя здесь вольготно.

Что же касается безопасности мореплавания, то оно вообще не выдерживает никакой критики. Морские ЧП у берегов Камчатки становятся обыденностью. Крушения нередко терпят и легальные суда, хотя требования регистра к их выходу в рейсы довольно жесткие. Однако к кораблям-призракам с «удобными» флагами все эти требования никакого отношения не имеют. Рыбаки нанимаются на плавучие гробы на свой страх и риск, в надежде на высокие заработки. Но вместо денег их семьи нередко получают похоронки. Доходы же остаются у судовладельцев, таких же призрачных и незаметных, как и их корабли…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow