СюжетыКультура

Тряпичный союз Коммуны и Картошки

С 11 по 21 февраля на 66-м Берлинском международном кинофестивале покажут 400 фильмов. В России, по мнению директора Берлинале, нет фильмов, которые подошли бы конкурсу

Этот материал вышел в номере № 15 от 12 февраля 2016
Читать
С 11 по 21 февраля на 66-м Берлинском международном кинофестивале покажут 400 фильмов. В России, по мнению директора Берлинале, нет фильмов, которые подошли бы конкурсу
Изображение

Фильмом открытия форума, настроенного на актуальные проблемы, стала бурлескная комедия братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!». Своеобычное объяснение в любви к кинематографу пропитано сарказмом и фирменным коэновским черным юмором. Время действия пятидесятые — золотая эра Голливуда, купающаяся в пене роскоши, распутства и еще чистосердечного восхищения миллионов своими кинокумирами. Герой Джоша Бролина — выручала, нанятый студией для улаживания разного рода конфликтов, сопутствующих съемкам со звездным составом. Вот и сейчас, в апогее работы над гигантским пеплумом о Цезаре, бесследно исчезает главный актер эпохи Бэрд Уитлок (Джордж Клуни)…

Российский прокат ненадолго отстает от мировой премьеры. Смотрите фильм уже с 3 марта.

Директор фестиваля Дитер Косслик определил сквозную тему смотра: «миграция во всем мире».

Итак, Косслик полагает, что кинематограф призван не только фиксировать разрастающуюся катастрофу эмиграционного цунами, но и исследовать процессы, которые приводят к волнам миграции. «Режиссеры, в том числе и в экспериментальном кино», вскрывают эту проблему «различными стилистическими средствами», работая в жанрах от научной фантастики до роуд-муви и эпистолярного романа.

Фильм Венсана Переса «Одни в Берлине» снят по бестселлеру Ханса Фаллады «Каждый умирает в одиночку». Это основанная на реальных событиях история рабочих Анны и Отто Квангелей, после гибели сына решившихся на серию протестов против нацистского режима. В главных ролях: Эмма Томпсон, Даниэль Брюль, Брендан Глисон.

Косслика вдохновил также фильм ирано-британского режиссера Рафи Питтса «Я — Неро» о демобилизованных в США обладателях грин-карты, готовых сражаться на фронтах по всему миру за Америку.

Синефилы предвкушают встречу с новым произведением знаменитого филиппинского режиссера Лава Диаса. Его «Колыбельная скорбной тайны» — самый продолжительный фильм конкурсной программы за всю историю фестиваля — 8 часов с перерывом. Диас любит выписывать на экране фрески о социальной жизни современников. Его вовсе не интересуют шаблоны, прокатные форматы и ограничения. Как истинный художник он отменяет все запреты, решаясь снимать кино талантливое и спорное, захватывающее и скучное, доверчивое и самонадеянное. Во всяком случае, самоотверженное кино с авторской подписью.

Обладатель премии «Оскар» («Ничья земля») и Гран-при Берлинале (за фильм «Эпизод из жизни сборщика железа»), босниец Данис Танович покажет на фестивале картину «Смерть в Сараево» по любопытнейшей драме «Отель Европа» французского философа и писателя Бернара-Анри Леви. События фильма разворачиваются в момент празднования 100-летия со дня Первой мировой войны.

Датский режиссер Томас Винтерберг, известный по драме «Охота», экранизировал свою пьесу «Коммуна». О попытке в 70-е создания группой датчан «правильного» общества, в котором равенство и братство будет провозглашаться не только на словах. И о подводных камнях, на которые натыкается идеализм. Между прочим, сам Винтерберг вырос в подобной коммуне. И его кино о себе и своих друзьях.

Рассказывая о программе, Дитер Косслик отметил необычность решения «Военных писем» Иво Феррейры (португальский врач пишет письма жене из охваченной войной Анголы) и оригинальное современное прочтение американцем Спайком Ли древнегреческой комедии Аристофана «Лисистрата» («Чирак»), поставленной на фоне растущих разбойных нападений в Чикаго. Особо он отметил картину Джанфранко Рози «Огонь над морем». Оказывается, режиссер несколько лет жил на Лампедузе и использовал в фильме документальный материал, от которого у Косслика «просто захватывает дыхание».

Еще один важный фильм, по мнению отборщиков, «Соединенные штаты любви» польского режиссера Томаша Василевского. «Режиссер показывает, — объяснял журналистам Косслик, — как люди пытаются адаптироваться к новой жизни — но не могут из-за наложенного на них железного ига прошлого».

Российские фильмы вновь проигнорированы. В конкурсе их нет. По словам Косслика, «это точно не из-за содержания, которое нас не устраивает». Он считает, что сейчас в России нет картин, которые бы подходили Берлинскому конкурсу. Среди отвергнутых фильмов новая работа Кирилла Серебренникова, а также фильм «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, претендовавший на участие в документальной программе, и ряд других интересных работ. Думаю, причина еще и в том, что на Россию сегодня мир смотрит с некоторой опаской и настороженностью. Да и в моде нынче другие кинематографии.

И все же в программе Берлинале есть российские работы. «Эликсир» Даниила Зинченко покажут в секции поискового кино «Форум», «Тряпичный союз» Михаила Местецкого — «Generation 14+» и «Картошку» Люси Матвеевой в рамках постоянной выставки Forum Expanded.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow