СюжетыОбщество

Машкин и «Медведь»

После серии публикаций «Новой газеты» полетели головы руководства «лучшего изолятора России», закачалась и его воровская «крыша»

Этот материал вышел в номере № 16 от 15 февраля 2016
Читать
После серии публикаций «Новой газеты» полетели головы руководства «лучшего изолятора России», закачалась и его воровская «крыша»
Изображение

С декабря прошлого года в «Новой газете» выходят материалы о регулярных и значительных нарушениях прав человека в московском СИЗО-4 «Медведь» — и вот, наконец, последовала реакция ФСИН: начальник изолятора Алексей Хорев подал в отставку. Целых шесть лет руководил он четвертым изолятором. На смену ему пришел бывший начальник СИЗО-7 Владимир Машкин. СИЗО-7 в конце прошлого года закрылось на ремонт. Всех заключенных из «семерки» растолкали по другим московским изоляторам. Вместе с полковником Машкиным на работу в четвертый изолятор направлен и его заместитель Сергей Езиков. Он будет замом по оперативной работе. Судя по всему, это назначение — желание ФСИН показать, что с новой командой в СИЗО поменяются и порядки. Правда, на этот счет уже есть первые сомнения, о них ниже.

О результатах служебной проверки в отношении Хорева, под началом которого в изоляторе только за полтора последних месяца прошлого года при странных обстоятельствах погибли четверо заключенных, нам ничего не известно. Но есть рапорт об отставке — и это красноречивее молчания ведомства.

Хоревым дело не ограничилось.

Из изолятора в это же время перевели и другого героя публикаций «Новой газеты» — авторитетного заключенного Сергея Щипанцева по прозвищу Малыш . Щипанцев, по данным следствия, является членом люберецкой ОПГ. А в СИЗО-4, по информации «Новой газеты», он активно помогал «положенцу» СИЗО (смотрящему за порядком со стороны воров) Евгению Рожкову (Рожок) вымогать деньги у заключенных. Интересно, что, будучи заключенным СИЗО-4, Щипанцев имел возможность пользоваться мобильным телефоном и даже регулярно выходил в интернет, чтобы общаться в «Одноклассниках». Заключенные в своем письме, опубликованном в «Новой газете», рассказывали, как Малыш неформально общался с сотрудниками СИЗО и имел возможность свободно ходить по камерам и угрожать заключенным. Теперь Щипанцев-Малыш находится в СИЗО Зеленограда.

Но и это не все. Нам известно, что в последний месяц стали чаще беспокоить одного из самых «уважаемых», если так можно выразиться, заключенных СИЗО «Медведь» — Женю Рожка . Судебные заседания по его делу теперь назначаются чаще, чем раньше. Консультировавшие «Новую газету» юристы считают, что Рожкову по совокупности статей грозит пожизненное заключение. Если суд вынесет именно такой приговор, Рожков сразу же будет переведен в одиночную камеру Бутырской тюрьмы, где по традиции до вступления приговора в законную силу содержатся все приговоренные к пожизненному заключению. Ну а пока Рожок продолжает отдавать указания в СИЗО-4.

Об одном из таких недавних указаний следует сказать особо.

Нам известно, что Рожков дал команду заключенным четвертого изолятора «всем и везде избивать хату», сидельцы которой посмели написать письмо члену ОНК Москвы. Порядки в тюрьмах и на зонах таковы, что указание положенца требуется исполнять. А это значит, что заключенным СИЗО «Медведь» угрожает реальная опасность. Ситуация не должна выйти из-под контроля новой администрации изолятора.

Теперь о новой администрации.

Тренировка на кошках

Что известно о Владимире Машкине и Сергее Езикове по их предыдущей службе в СИЗО-7? В интернете есть съемка, на которой 15 декабря 2012 года предположительно люди, похожие на начальника СИЗО-7 Владимира Машкина и его заместителя по оперативной части Сергея Езикова, в одной из камер избивают заключенных.

«Их избивали до такой степени, что, когда двери закрыли, они совершили членовредительство: один вскрыл себе живот, а затем оба порезали вены на руках. Вот такое отношение сотрудников», — констатировал тогда заместитель председателя ОНК Москвы Михаил Сенкевич.

УФСИН РФ по Москве рапортовал о проведении проверки по факту избиения заключенных сотрудниками СИЗО-7. Никаких результатов той ревизии общественности так и не сообщили. Кто были те офицеры, что избивали заключенных? Машкин, Езиков? Ответа от УФСИН Москвы так и не последовало. Как и уголовного дела. Все остались при должностях.

Машкин и Езиков, охранявшие в последние месяцы разве что котов да кошек в опустевшем из-за ремонта СИЗО-7, теперь возглавили самый большой изолятор Москвы — «Медведь».

«Опер Гриша»

На днях с коллегами по ОНК Москвы в очередной раз приходили в СИЗО-4. На входе нас встретили несколько сотрудников изолятора. Один из них такой прыткий, форменная ушанка на макушке: «А сумки откройте, что у вас там?» А мы ему: «Члены ОНК досмотру не подлежат». Отошел…

Дальше идем в дежурную часть узнавать, кто в каких камерах сидит. «Прыткий» идет с нами.

Я диктую дежурной фамилии заключенных, милейшая сотрудница называет мне номера камер — обычная рутинная работа. И тут я вижу, что «прыткий» все снимает на видеорегистратор. Я ему говорю: «Выключите регистратор. Вы можете снимать членов ОНК только в момент общения с заключенными. А мы сейчас разговариваем не с арестантами, а с сотрудниками изолятора». «Прыткий» молчит, на нас ноль внимания и продолжает съемку. Повторяю: «Прекратите съемку. Вы не имеете права». «Прыткий» не отвечает. Ведет съемку.

Говорю «прыткому»: «Представьтесь! Как ваша фамилия?» Молчит, снимает.

Заходит воскресный начальник СИЗО. Объясняю все заново: сотрудник имеет право снимать членов ОНК только в момент общения с заключенными. Как фамилия «прыткого»? Воскресный начальник жмется, жмется, но в итоге говорит «прыткому» выключить видеорегистратор и называет его фамилию, имя, отчество и должность — Сморкалов Григорий Николаевич, оперуполномоченный.

Ой, а не тот ли это «опер Гриша», о котором писали мне заключенные из СИЗО «Медведь»?

«… открылось окно приема пищи в нашей двери, и там было лицо Сергея Малыша (Малыш — СергейЩипанцев, по данным следствия является членом люберецкой ОПГ, 30 июня 2015 г. осужден по ст. 162 ч. 4 (разбой) УК РФ. Срок — 8 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с выплатой штрафа в размере 100 000 рублей. — Е. М .), он позвал нас (заключенных из камеры № 2. — Е. М. ) и сказал, что надо переговорить тет-а-тет в коридоре изолятора, мы согласились, после чего он (Малыш) крикнул: «Гриша открывай», и в окне двери, через которую мы разговаривали с Малышом, мы увидели опера Гришу, который сразу открыл дверь камеры, и мы вышли. В коридоре нашего этажа мы увидели Малыша, опера Гришу, и смотрящего за СИЗО 77/4 Женю Рожка (Рожок — Евгений Рожков, обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 209 (бандитизм), ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 4 ст. 162 (разбой), ч. 3 ст. 222 (хранение, сбыт оружия). В настоящее время дело рассматривается в Московском областном суде. — Е. М .), они позвали нас в кабинет опера Гриши, который находится на нашем этаже. Мы зашли в кабинет, где нам все трое (опер Гриша, Малыш, Рожок) в ультимативной форме приказали, чтобы мы и остальные наши сокамерники в кратчайшее время выгнали Петра <заключенного> из нашей камеры № 2, в противном случае он возьмет у опера Гриши фамилии и имена всех, кто содержится в камере № 2, и всех, кто в этом списке, будут бить на этапах, сборках, судах и лагерях. Понимая всю серьезность ситуации, мы согласились. Гриша сразу отвел нас обратно в камеру».

Могу предположить, что это, видимо, тот самый «опер Гриша», который еще заставил заключенного Алексея из камеры № 4 написать, что он упал со второй полки. А на самом деле, по словам заключенных, Алексей

«был сильно избит, его голова была сплошной гематомой, из-за гематом его оба глаза не открывались, из ушей текла кровь. Мы <в камере № 2, куда перевели Алексея>, помогли ему раздеться и помыться, так как на протяжении того времени пока его избивали в камере № 4, он от жуткой боли ходил под себя. Такого мы еще не видели, мы действительно были уверены, что от полученных травм он умрет, поэтому периодически бегали к двери и звали сотрудников, чтобы они вызвали врача. Наутро пришел в камеру опер Гриша, вызвал Алексея и взял с него объяснения, что он ночью упал с кровати!»

Ну, в общем, Гриша. Его и заключенные из камеры № 2 при нас опознали. Так что же мы о Грише знаем? 26 лет. Из Кировской области. Любит соцсети. Есть в «ВКонтакте», в Instagram и на сайте знакомств «Мамба». Его девиз в соцсетях: «Счастье — это когда в доме нет больных. В тюрьме — нет родных. Среди друзей — нет гнилых!» Любит фотографироваться. Отдельная серия его фотографий посвящена теме «Гриша и выпивон», где Гриша пьет виски, водку, коньяк, пиво, вино белое, вино красное и проч.

К теме блатных изречений Гриша недавно добавил это: «Дайте в юность обратный билет, я сполна заплатил за дорогу!»

Не знаю, за что платил Гриша, но проверить имеет ли какое-либо отношение Григорий Сморкалов к «оперу Грише», думаю, все-таки стоит. Я считаю, что «опер Гриша» заплатить должен, но по расценкам уголовного кодекса.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow