СюжетыПолитика

Мы ее так и этак, а она — вот

Перехватив повестку борьбы с коррупцией у Навального, официальные лица превратили ее в белый шум

Этот материал вышел в номере № 16 от 15 февраля 2016
Читать
Перехватив повестку борьбы с коррупцией у Навального, официальные лица превратили ее в белый шум

На прошлой неделе депутаты КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин написали в Генпрокуратуру и в Управление президента по борьбе с коррупцией заявление с просьбой проверить губернатора Приморского края Владимира Миклушевского — тот недавно совершил полет на вертолете Robinson R66 с друзьями и «изрядным количеством алкоголя на борту». Использование губернаторами спецтехники в личных целях — «для полетов чиновников к теще на блины или в баню» — депутат Обухов потребовал пресечь. Впоследствии в пресс-службе Миклушевского ответили, что нерабочие полеты губернатор всегда оплачивает сам, а один из его спутников во время последнего рейса, председатель союза горнопромышленников края Алексей Авершин, заверил, что вертолет принадлежит ему лично.

О страсти Миклушевского к полетам известно уже давно — «Новая» в 2014 году писала о пройденных губернатором летных курсах стоимостью более 30 тысяч долларов и о покупке за бюджетные деньги региона двух элитных вертолетов по цене 4,3 миллиона долларов за штуку. Но трудно не заметить избирательность, с которой системные партии и профильные комитеты включаются в антикоррупционную кампанию. Официальные борцы с коррупцией игнорируют дела федеральной важности в пользу подозрительных закупок «Газпромом» шариковых ручек или полетов с шампанским главы одного из 85 субъектов Российской Федерации.

На сайте Национального антикоррупционного совета России, помимо цитат Владимира Путина и Дмитрия Медведева о скорой и неизбежной победе над взяточничеством, перечислены более 25 действующих антикоррупционных организаций, не считая органов государственной власти. Некоторые из них имеют собственные сайты и отчеты о проделываемой работе, каждая — своих руководителей и выделяемые бюджеты. Отдельно существуют проекты внутри парламентских партий: к примеру, Антикоррупционный комитет имени Сталина («при Сталине коррупции не было»), созданный коммунистами в 2011 году, чтобы конкурировать с площадкой Навального, — именно от лица этого комитета вышеупомянутый Обухов писал заявление в прокуратуру. Есть и «Первое антикоррупционное СМИ» — информационный портал, который возглавляет бывший майор МВД Дмитрий Вербицкий. На сайте портала среди «борцов с коррупцией» упомянут генеральный прокурор Юрий Чайка.

Проекты такого рода в большинстве случаев не могут всерьез похвастаться популярностью — сайты выглядят заброшенными, аудитория в социальных сетях обычно отсутствует. На их фоне заметно выделяется движение Общероссийского народного фронта «За честные закупки»: оно имеет немалый штаб, широко цитируется в СМИ и нередко удостаивается внимания первых лиц. Так, в январе активисты движения обнародовали доклад, в котором сообщили о выявлении размещенных в 2014 году подозрительных госзаказов на общую сумму в 600 миллионов рублей. Впрочем, активисты настроены достаточно мирно: после публикации доклада они выразили надежду, что российские ведомства изучат его выводы и самостоятельно решат обозначенные проблемы.

Впрочем, надежда эта не лишена оснований: присмотреться к исследованию ОНФ госорганам рекомендовал лично Владимир Путин. Президент был доволен работой своих подопечных, а потому попросил активистов и дальше помогать ему «расчищать авгиевы конюшни» коррупции и кумовства. Подобной идиллией между российской властью и гражданским обществом можно было бы только восхищаться — если бы не тот нюанс, что проект ОНФ по своей сути является всего лишь имитацией антикоррупционной борьбы.

По заявлениям самих активистов «Народного фронта», со времени создания проекта «За честные закупки» в 2013 году им удалось отменить более 600 сомнительных госзакупок на сумму более 175 миллиардов рублей. Повышенный интерес, судя по содержанию новостной линейки сайта, у активистов вызывает тема закупок автомобилей: там можно найти информацию о лизинге лимузинов, аренде внедорожников Lexus и других автомобилей представительского класса государственными органами или предприятиями (6 аналогичных случаев только с начала года).

А в конце января активисты опубликовали «индекс расточительности власти и госкомпаний» за 2015 год — здесь «закупка автомобилей» тоже стала одним из ключевых разделов. Помимо транспорта активисты обратили внимание на закупки кресел (в том числе с элементами ценных пород дерева на сумму 237 тысяч рублей для Минпромторга), бокалов для виски «Охота» за 15 тысяч рублей для правительства Пензенской области и партии мужских часов с символикой ФТС по 62,1 тысячи рублей за штуку. Разве можно приобретать предметы роскоши за бюджетный счет, удивляются эксперты ОНФ, когда сокращение госрасходов идет на полную мощность?

Практика показывает, что борьба с коррупцией в нынешней России существует только в двух разновидностях: как популистский элемент предвыборной кампании или как предлог для разрешения внутриэлитных конфликтов. Реальные разбирательства возможны только после того, как предполагаемый коррупционер полностью лишается своего политического влияния.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow