СюжетыКультура

Четырнадцать.doc на Малом Казенном

Известный театр достиг подросткового возраста

Этот материал вышел в номере № 16 от 15 февраля 2016
Читать
Известный театр достиг подросткового возраста
Изображение

Театру.doc стукнуло четырнадцать. Некруглая дата, возраст подростковый. Но в нынешнем контексте каждый год жизни этого театра становится практически чудом. Так меняется страна и столица, так в новой реальности выстраивает себя .doc. За последние годы театр примерил на себя обличье иных своих героев — побывал в шкуре гонимого, преследуемого; его вытеснили с Патриарших, выселили со Спартаковской. Все описано: .doc мигрировал на наших глазах, в его жизни с неизбежностью наступал момент, когда приносили «бумажку» — не важно от кого, пожарных или МЧС, хозяев помещения или прокуратуры, — она была знаком беды и перемены. Но, открывшись в 2002‑м, вопреки всему, театр с каждым годом набирал силы и жизнеспособность (кому б еще удалось трижды возродиться на «голом» месте?), и в конце концов окреп в нечто непобедимое — сценический протест, независимый феномен театрального расклада.

Да, сегодня уже тренд, Театр.doc стал первым во многом. Здесь первыми и единственными сделали спектакль о смерти Сергея Магнитского «Час восемнадцать», первыми и единственными поставили спектакль о том, какой жизнью живут родные тех, кто осужден по «болотному делу»; первыми и единственными создали политическую сатиру на здравствующего президента («Берлуспутин»). Театр заразил страну и столицу страстью к документальности, отразив общемировые процессы, начал строить спектакли на неприглаженных интервью; работать с неизвестными драматургами и режиссерами; в зал приглашать действительных участников сценических событий. Здесь нет и не было черты между залом и сценой, здесь умеют спорить и слушать зрителя, жить на медные деньги и заниматься не столько театром, сколько обществом. В сущности, четырнадцать лет Театра.doc — история становления сегодняшней модели театра «Современник», оттесненного в подвал, иногда неуклюжего, плоского, грубого, но всегда полного азарта исследования, готовности к театральному бунту, страсти понять.

«Охота за реальностью» — назывался вечер документальных проектов, которыми театр отметил свой день рождения в Малом Казенном переулке. Название буквально описывает процесс. С первого дня доковцы охотятся за неприглядной, неустроенной, часто уродливой, маргинальной, не замечаемой большой сценой реальной жизнью. Став сценическим воплощением направления нон-фикшн, театр отвергает искусственность, выбирает простую черную коробку, минимум сценографии, минимум приемов.

Первый проект «Выйти из шкафа» — история трех геев, основанная на монологах людей, пожелавших остаться анонимами. По сути, о жизни в подполье людей, чья сексуальная ориентация предмет осуждения большинства. Режиссер и актриса Анастасия Патлай исследует «других» в условиях сегодняшнего российского средневековья: что-то в проекте повторяет известный спектакль Константина Райкина «Все оттенки голубого», что-то открывает новые грани. «Выйти из шкафа», при всей откровенности обсуждаемой проблемы, странным образом целомудрен: отношения с родителями, детьми и окружающими — стержень размышлений авторов. «Другие» — люди, этой простой идее посвящен проект.

«Дневник из Луганска» — действительный дневник жителя фронтового города Дмитрия Бела, присланный в театр. Автор хотел, чтобы о пережитом им узнали люди. В этом документе человеческой катастрофы смерть, бомбежки, расчеловечивание фиксируются глазами сухими и ошеломленными, без пафоса и без пощады.

«Для танго двое не нужны» — история любви двух зэчек не была бы такой объемной, если б в центре ее не стоял человек с реальным опытом колонии — Марина Клещёва. Ее автобиографический текст одновременно и режиссерский дебют. Чувственность и страсть — как побег из заключения в свободу; две женщины, юная и многоопытная, их откровенное, вобравшее всю драму ситуации танго… Проект вызвал бурю аплодисментов.

«Сироты» написаны молодым социальным работником Артемом Материнским и резюмируют его горькие наблюдения. Почему усыновители возвращают детей в детские дома? Только в прошлом году таких ситуаций тысячи. Актрисы Ольга Лысак, мать, и Феофания Бурмистрова, дочь, предъявляют кипящий клубок неразрешимых отношений, в котором обе одиноки. Режиссеры Елена Гремина и Варвара Фаэр.

История московского выживания чеченок и дагестанок — подзаголовок проекта «Однушка в Измайлово». Молодая актриса Анастасия Слонина, пока студентка, но уже сейчас понятно: дарование. И снова время действия — средние века, только на современном Кавказе. Режиссер Зарема Заудинова.

Все проекты идут по болевой линии момента. Какие-то вырастут в спектакли, какие-то так и останутся материалом: все зависит от упорства и таланта участников. В Театре.doc — иногда кажется — живут в ускоренном ритме, спешат, торопятся сказать о современности как можно более полно, разнообразно, бескомпромиссно, и маленький зал всегда набит до отказа: зритель ищет честного разговора.

Негласный девиз Елены Греминой — милость к падшим; любые гонимые — социальные группы, сословия или личности — здесь, в театре, который они основали с Угаровым, могут рассчитывать на поддержку. В последние годы, кроме драматургии, Гремина занялась еще и режиссурой. Ею запущена новая «линейка» спектаклей с одной объединяющей задачей — просвещение: «150 причин не защищать Родину», «Безумное путешествие за святыми дарами», «Подлинные истории женщин, мужчин и богов», «Краткая история русского инакомыслия», — сшитые на живую нитку, соединяющие людей и эпохи, мысли и проблемы, они призваны стать некоей закваской для молодых зрителей, бродильным началом для умов.

А Михаил Угаров на финише прошлого года поставил сильный спектакль «Двадцать четыре плюс». Старую историю любви, исследующую новую интимность, типические отношения в треугольнике, выхода из которого нет. Актеры — студенты московской школы нового кино — демонстрируют здесь эталонную «доковскую» естественность: импровизируя в рамках текста Угарова — Курочкина, достигают простоты, тонкости и свободы, на большой сцене почти непредставимых.

Команда за эти годы сложилась особая. Здесь не играют, а занимают позицию; не столько труппа, сколько клуб и скит. Варвара Фаэр, Максим Курочкин, Дмитрий Власик, Алексей Жиряков, Константин Кожевников, Дмитрий Кривочуров, Анастасия Патлай, Алексей Юдников и многие, многие другие — у каждого своя роль в общем движении к достоверности.

Владимир Мирзоев сейчас начинает работу над спектаклем «Эдип» по пьесе Максима Курочкина; проекты, предъявленные на вечере, будут осуществляться; в марте намечена премьера спектакля Елены Греминой «Помолвка». Он посвящен процессу над режиссером Олегом Сенцовым.

Фото из архива театра

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow