Сюжеты

Фур-фронт

Украина и Россия «разруливают» конфликт, связанный с автоперевозками грузов. Подоплека и перспективы новой торговой войны, реакция Европы и взгляд заинтересованной стороны — Казахстана — в подборке материалов

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 17 от 17 февраля 2016
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Ольга Мусафировасобкор в Киеве

Подоплека и перспективы новой торговой войны, реакция Европы и взгляд заинтересованной стороны — Казахстана — в подборке материалов


Фото: РИА Новости

— … Я считаю, что это грубая ошибка и трагедия — остановка грузов, которые шли в Европу с нашей территории, особенно накануне голосования на референдуме  в Нидерландах об ассоциации с Украиной! Это подкладывает масштабную провокацию  под имидж нашего государства как надежного международного партнера!

Глава фракции «Оппозиционного блока» в Раде Юрий Бойко, бывший знатный  регионал, бывший вице-премьер по вопросам ТЭК в правительстве Николая Азарова, лоббист российских нефтяных компаний, всю прежнюю политическую жизнь ратовавший против евроинтеграции в пользу Таможенного союза, ругал правительство на заседании Согласительного совета руководителей фракций и комитетов парламента.

— Вместо того чтобы вмешаться и  пресечь кампанию по блокированию российских фур, которая распространилась уже на десять областей Украины, — негодовал Бойко, — власть  сама  фактически присоединилась к «народной инициативе»! 

В понедельник утром  на официальном сайте Кабмина появился пресс-релиз. В ответ на введенные Россией ограничения на движение украинских грузов по ее территории, на нарушение правил ВТО и двустороннего межправительственного соглашения об автомобильных перевозках, Киев действовал похожим образом. До получения объяснений от российской стороны.

В начале года Айварас Абромавичюс, министр экономического развития и торговли Украины,  проинформировал кабмин:  указом президента РФ от 1 января 2016 года Россия в одностороннем порядке ввела новые правила транзита по стране грузов автомобильным транспортом. Однако  правила действовали исключительно в направлении  «Украина — Казахстан» . В тот же день правительство РФ определило, что грузы из Украины в Казахстан должны следовать опломбированными по всему маршруту по территории России, а границу с Беларусью пересекать только в одном-единственном  контрольно-пропускном пункте «Красное».

По данным офиса Абромавичюса,  за 9 месяцев 2015 года экспорт товаров из Украины в Казахстан, по сравнению с соответствующим периодом 2014-го, сократился на 35 процентов. (Основные статьи экспорта  — продукция сельского хозяйства, пищепрома, металлургии и химической промышленности.) Теперь же обмелевший поток вообще грозил исчезновением. В министерстве предполагали, что осложнение транзита украинских товаров через территорию Российской Федерации  в третьи страны  коснется дальше торговли с Азербайджаном, Грузией, Киргизстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Китаем и т.д. За отказ присоединиться к Евразийскому экономическому союзу Россия старалась наказать Украину на всех фронтах…  

Абромавичюса поддержал министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.  Оба заявили: Киев проведет консультации с ЕС по поводу возможности введения ответных ограничений. 6 января премьер-министр Арсений Яценюк проинформировал коллег о готовности нотифицировать членов ВТО о неправомерных действиях Москвы.

Похоже, обещание было выполнено, советы получены. В том числе и радикальный: отплатить  России той же монетой. Поэтому ни украинская полиция, ни пограничники не мешали бывшим бойцам АТО и  другим гражданским активистам  тормозить  фуры с российскими номерами на импровизированных блокпостах.

Силу к дальнобойщикам волонтеры не применяли. Но если на борту машины  видели нарисованную георгиевскую ленточку, перекрашивали часть кузова, а то и колеса  в сине-желтые цвета… Практически все участники акции высказывались категорично: «Мы либо торгуем, либо воюем!» 

Всего на утро понедельника, по данным главы государственной  фискальной службы Романа Насирова, в Украине находилось в «плену» около ста российских грузовиков.  Насиров, в отличие  от  коллег из правительства,  не одобрял акцию, даже называл ее «преступлением». 

Пик событий совпал с визитом в Украину премьер-министра Турции Ахмета Давутоглы. «Действия России являются продолжением ее не только военной, но и экономической, и финансовой  агрессии!» — было заметно, что слова Арсения Яценюка, обращенные к коллеге, находят с его стороны понимание и  поддержку. Тем более что в Российской Федерации, как сообщил Ространснадзор, по состоянию на 16 февраля задержано  324 автотранспортных средства, принадлежащих украинским перевозчикам.

МИД Украины направил РФ ноту соответствующего содержания. Но параллельно, как оказалось, стороны уже приступили к техническим консультациям  по  вопросу транзита грузового автотранспорта. Эту новость огласил на брифинге министр инфраструктуры Андрей Пивоварский: «Надеюсь, в ближайшее время будет выработано взвешенное решение по этой теме».

Обновление. Москва и Киев разрешат блокированным грузовикам вернуться на территории своих стран — России и Украины. Сделать это они смогут в период с 16 по 25 февраля.

Ольга Мусафирова, собкор «Новой газеты», Киев

 

прямая речь

Александр, руководитель фирмы «КАРГО-ТРАНС-СЕРВІС» из Луганской области, рассказал, что два грузовика его фирмы задержала транспортная полиция прямо на дороге в районе Владикавказа, увидев украинские номера. Они везли продукты через Россию транзитом в Грузию, и груз выдержит на таможне еще один день — дальше начнет портиться. Остальные свои машины Александр отправит в объезд России. «15 лет ездили через Россию, было удобно. Теперь будем выходить из ситуации», — говорит он.

Документы: транзитные договоры, талоны учета — полиция забирает. Без них продолжать движение водитель не вправе. «До особого распоряжения», — отвечают водителям на вопросы, когда можно будет продолжать движение.

Лариса из другой компании грузоперевозок — «ФЛ-П Байрачный В.А» — рассказывает, что один их грузовик, только прошедший русско-украинскую границу, пришлось срочно возвращать на Украину — от коллег они узнали, что иначе заберут документы и вообще заблокируют на стоянке. Другой водитель застрял на таможне в Нижнем Новгороде — он тоже опасается двигаться, чтобы не попасться полиции.

Наталия Зотова

Реакция Европы: «Меры возмездия недопустимы»

Она считает его двусторонним делом двух стран, но не может оставаться безучастной, потому что это напрямую влияет на грузоперевозки между Россией и странами ЕС. Для Евросоюза этот скандал, по существу, похож на былые «газовые споры» между Москвой и Киевом, от которых страдали европейские потребители. Брюссель воздерживается от комментариев в пользу той или другой стороны, но предостерегает от эскалации, основанной на эмоциях.

Пресс-секретарь транспортного ведомства исполнительной коллегии ЕС Даниэль Росарио сказал «Новой», что Еврокомиссия пока «оценивает непростую ситуацию», проясняя детали, в том числе и меры, принятые Россией в отношении украинских грузовиков.

По его словам, «любые действия, которые затрагивают торговлю, должны обсуждаться на двусторонней основе между соответствующими партнерами». Но в любом случае, подчеркнул брюссельский чиновник, «недопустимы меры возмездия, не предусмотренные правовыми рамками».

Украина проявила инициативу и ведет технические консультации с представителями Еврокомиссии и транспортными властями отдельных стран ЕС. Росарио подтвердил, что его ведомство находится в постоянном контакте с украинскими властями.

Александр Минеев, собкор «Новой газеты», Брюссель

 

Казахстан: Пора искать обходные пути

Очередная стычка России и Украины на торговой почве в виде блокирования проезда грузовых фур в одну и другую стороны меньше всего отразилась на Казахстане. С 1 января казахстанские большегрузы могут возить товар из Украины через Россию в особом порядке — с системой ГЛОНАСС, охраной и в объезд через Белоруссию. Это добавило неудобств водителям и фирмам-перевозчикам, но, по крайней мере, массовой блокировки автомобилей, подобной той, что была в конце августа прошлого года, больше нет.

Правда, совсем без эксцессов не обошлось: один большегруз из Казахстана в рамках «фургонной войны» все-таки был задержан. Это случилось в Сумской области Украины. «[Таможенники] говорили: мол, откуда мы знаем, что вы казахи? Вы нас можете обманывать. Неприятные, в общем, разговоры», — обрисовал корреспонденту «Новой» ситуацию генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор Каплан. Фуру в итоге отпустили — тем более что она была пустая и ехала «не за санкционным товаром», но в Союзе перевозчиков опасаются, что это первый сигнал и дальше ситуация может только ухудшаться с обеих сторон.

Громких заявлений казахстанские власти пока не делают, следя за развитием конфликта, однако возможно, что их и не будет, поскольку сосед и торговый партнер России тихой сапой уже активно участвует в альтернативных вариантах транспортировки грузов. Речь идет в первую очередь о паромном сообщении через Каспийское море из порта Актау — это несколько увеличивает время груза в пути, зато полностью минует территорию России. Для многих перевозчиков, которые гонят товары из Турции в Европу или из Украины в Казахстан, это отличная мотивация: желающих воспользоваться паромным маршрутом так много (по словам Теодора Каплана, количество за последнее время возросло в десятки раз), что власти Казахстана уже оперативно прорабатывают вопрос о расширении портовых площадок.

Вячеслав Половинко, Казахстан

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera